Подготовил ученик 8 класса К Королёв Максим
Наставление первое в грамматике Ломоносова посвящено раскрытию общих вопросов языкознания и озаглавлено О человеческом слове вообще.
Заканчивая первую часть своей работы, автор пишет: «Общая Грамматика есть философское понятие всего человеческого слова; а особливая, какова Российская, Грамматика есть знание, как говорить и писать чисто российским языком по лучшему, разсудительному его употреблению».
Таким образом, М.В.Ломоносов намечает существование философии слова, основные правила которой изложены в грамматике. Грамматика, по мысли Ломоносова, является основой для последующих употреблений языка в слове и речи.
Ломоносов так говорил о языке: «Кто отчасу далее в нем углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле…»
Исследователи пишут, что Согласно Ломоносову, язык человеку дарован Творцом. Язык «первейшее» проявление человека как существа разумного.
«По благороднейшем даровании, которым человек прочих животных превосходит, то тесть правитель наших действий разум, первейшее есть слово, данное ему для сообщения с другими своих мыслей. » Основные функции языка коммуникативная (средство общения) и когнитивная (познавательная)
Ломоносов пишет о языке: « Польза его толь велика, коль далече ныне простираются происшедшия от него в обществе человеческом знания; которыя весьма бы тесно ограничены были, есть ли бы каждый человек воображения себе способом чувств понятия только в собственном своем уме содержал сокровенны».
В посвящении «Российской грамматики» наследнику Павлу Петровичу Ломоносов заявил о неисчислимых богатствах и возможностях русского языка. Ломоносов писал: «Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Фраза «говорить пристойно», конечно, относится более к речи, чем к языку, поскольку касается конкретности употребления языка, а это и есть речь.
Далее Ломоносов говорит об использовании языка в речи. Меня долговременное в российском слове упражнение о том совершенно уверяет. Сильное красноречие Цицероново, великолепия Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие философские воображения и рассуждения, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. «Упражнения в слове» -это работа над созданием текста, упражнения в речи, работа над языком.
Понятие слова имеет в ломоносовском труде как значение единицы языка, так и способности выражать мысли в устной форме, а также вся совокупность словесных произведений, которая получается в результате творческой деятельности человека.
М.В.Ломоносов пишет: «Но как велика творческая премудрость: одарил нас словом, одарил слухом!». А в главе 4 «Наставления первого» он писал: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. И так понимает он на свете и сообщает другому идеи вещей и их деяний».
«Российская грамматика» это не холодный труд кабинетного ученого. В ней бьется пульс Человека-творца, человеческого разума как отражения разума Божественного. Божественный разум, разум человеческий, красота творения и «красота», «чистота» и великолепие русского языка как части этого творения вот опорные точки труда, именуемого «Российской грамматикой».
«Творец! Покрытому мне тьмою // Простри премудрости лучи // И что угодно пред Тобою // Всегда творити научи » («Утреннее размышление о Божием величестве»; 1743 г.).
М.Ломоносов говорил: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже».
Познать красоту русского языка, уметь использовать его безграничные возможности, разумом проникая в его устроение, задача россиянина.