Разработка Степяк Г.В. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 22» г. Череповец Тропы и фигуры речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Начать тестирование 16 Всего заданий Введите фамилию и имя А 3 Выразительные средства лексики и фразеологии.
Advertisements

Разработка Павловой Г.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 22» г. Череповец.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
10 Всего заданийВремя тестированиямин. Введите фамилию и имя Тест по русскому языку по теме: «Тропы» Начать тестирование Автор: Никитина Ольга Николаевна.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
1) А ПЕРЕНОС ЗНАЧЕНИЯ ПО СМЕЖНОСТИ Б НЕПОМЕРНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ СИЛЫ, РАЗМЕРА, ЗНАЧЕНИЯ. В УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ НА ОСНОВЕ СХОДСТВА ДВУХ.
Готовимся к ЕГЭ Задания А30, В8. Краткий комментарий А30 – задание, требующее знания лексикологии, основных её понятий (синонимы, антонимы, диалекты и.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Готовимся к ЕГЭ Задание В8. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 1. Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? Дома.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Изобразительно-выразительные средства. Цели занятия: Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно- выразительных средствах Уметь находить.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Транксрипт:

Разработка Степяк Г.В. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 22» г. Череповец Тропы и фигуры речи

Прежде чем начнешь работать с тренажем, зайди на указанный адрес, скачай информацию о средствах выразительнос ти и познакомься с ней. publ/

Содержание Проверь себя: кроссворд 1 Проверь себя: кроссворд 2 Тестовые задания - 1 Тестовые задания – 2 Шпаргалка Выразительность речи: дополнительный материал Выразительность речи: дополнительный материал

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф Проверь себя! Кроссворд 1 Шпаргалка

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ГРАДАЦИЯ АНТИТЕЗА ПАРАЛЛЕЛИЗМ ЭПИФОРА ОКСЮМОРОН ИНВЕРСИЯ УМОЛЧАНИЕ По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф Кроссворд 1

Кроссворд 2 По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления Проверь себя! Шпаргалка

АНТОНОМАЗИЯ ЭПИТЕТ МЕТОНИМИЯ СРАВНЕНИЕ ПЕРИФРАЗ АЛЛЕГОРИЯ ГИПЕРБОЛА ЛИТОТА ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Кроссворд 2 По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Тестовые задания - 1 Определите, какое изобразительно- выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие А1 1Заря молитвенником красным пророчит благостную весть. (С.Есенин) А. метонимия 2Роз алеет алый рот. (М.Кузьмин)Б. эпитет 3Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.Гоголь) В. Метафора 4Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо… (Н.Гумилев) Г. Сравнение Д. синекдоха Проверь себя! Шпаргалка

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Тестовые задания А1 1Заря молитвенником красным пророчит благостную весть. (С.Есенин) В. метафора 2Роз алеет алый рот. (М.Кузьмин)Г. сравнение 3Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.Гоголь) Д. синекдоха 4Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо… (Н.Гумилев) Б. эпитет

Тестовые задания - 1 Определите, какое изобразительно- выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие А2 1Вчера с утра напудрил крыши первый иней. (М.Кузьмин) А. синекдоха 2Эй, борода! а как проехать к Плюшкину? (Н.Гоголь) Б. окказионализм 3Не было б также, согласен и я, Жалких писак и педантов – Только бы не было также, друзья,Скоттов, Шекспиров и Дантов! (Н.Некрасов) В. метафора 4Это – диск пламезарного солнца… (А.Белый) Г. антономазия Д. сравнение Проверь себя! Шпаргалка

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Тестовые задания А2 1Вчера с утра напудрил крыши первый иней. (М.Кузьмин) В. метафора 2Эй, борода! а как проехать к Плюшкину? (Н.Гоголь) А. синекдоха 3Не было б также, согласен и я, Жалких писак и педантов – Только бы не было также, друзья, Скоттов, Шекспиров и Дантов! (Н.Некрасов) Г. антономазия 4Это – диск пламезарного солнца… (А.Белый) Б. окказионализм

Тестовые задания - 1 Определите, какое изобразительно- выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие А3 1Прости, Кавказ, что я о них /Тебе промолвил ненароком,/Ты научи мой русский стих /Кизиловым струиться соком. (С.Есенин) А. аллегория 2В поддевке молодец бежит,/Затылки в скобку, всюду бороды. (М.Кузьмин) Б. оксюморон 3В самом деле, три дома на вечер зовут. (А.Пушкин) В. перифраз 4Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад. (А.Ахматова) Г. синекдоха Д. метонимия Проверь себя! Шпаргалка

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Тестовые задания А3 1Прости, Кавказ, что я о них /Тебе промолвил ненароком,/Ты научи мой русский стих /Кизиловым струиться соком. (С.Есенин) А. аллегория 2В поддевке молодец бежит,/Затылки в скобку, всюду бороды. (М.Кузьмин) Г. синекдоха 3В самом деле, три дома на вечер зовут. (А.Пушкин) Д. метонимия 4Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад. (А.Ахматова) Б. оксюморон

Тестовые задания - 1 Определите, какое изобразительно- выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие А4 1Неуютная жидкая лунность… (С.Есенин) А. антономазия 2Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полет? (А.Пушкин) Б. гипербола 3Перед этим горем гнутся горы, не течет река… (А.Ахматова) В. синекдоха 4Ты бродила по опушке леса – девушка без крови и без веса. (И.Северянин) Г. литота Д. окказионализм Проверь себя! Шпаргалка

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Тестовые задания А4 1Неуютная жидкая лунность… (С.Есенин) Д. окказионализм 2Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полет? (А.Пушкин) А. антономазия 3Перед этим горем гнутся горы, не течет река… (А.Ахматова) Б. гипербола 4Ты бродила по опушке леса – девушка без крови и без веса. (И.Северянин) Г. литота

1. Какие тропы выделены в тексте: «...От вёсел к берегу кудрявый след бежал» (А. Фет)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) синекдоха Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

1. Какие тропы выделены в тексте: «...От вёсел к берегу кудрявый след бежал» (А. Фет)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) синекдоха ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

2. Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял« (А. Плещеев)? 1) сравнение 2) метафора 3) литота 4) эпитет Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

2. Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял» (А. Плещеев)? 1) сравнение 2) метафора 3) литота 4) эпитет ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

3. Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу« (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

3. Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Шпаргалка

4. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье... « (А. Пушкин)? 1) градация 2) инверсия З) эллипсис 4) оксюморон Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

4. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье... « (А. Пушкин)? 1) градация 2) инверсия З) эллипсис 4) оксюморон ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

5. Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)? 1) метафора 2) эпитет 3) синекдоха 4) метонимия Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

5. Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)? 1) метафора 2) эпитет 3) синекдоха 4) метонимия ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

6. Какой троп используется в тексте: «Переграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива... (А. Пушкин)? 1) сравение 2) олицетворение 3) метафора 4) оксюморон Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

6. Какой троп используется в тексте: «Переграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива...» (А. Пушкин)? 1) сравение 2) олицетворение 3) метафора 4) оксюморон ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

7. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. Пушкин)? 1) инверсия 2) оксюморон 3) градация 4) умолчание Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

7. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. Пушкин)? 1) инверсия 2) оксюморон 3) градация 4) умолчание ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

8. Какой троп используется в поэме «Медный всадник» А. Пушкина: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? 1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) сравнение Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

8. Какой троп используется в поэме «Медный всадник» А. Пушкина: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? 1) эпитет 2) олицетворение 3) метафора 4) сравнение ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

9. Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах то готова копна» (Н. Некрасов)? 1) эпитет 2) метафора 3) гипербола 4) метонимия Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

9. Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах то готова копна» (Н. Некрасов)? 1) эпитет 2) метафора 3) гипербола 4) метонимия ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

10. Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь« (М. Исаковский)? 1) эпитет 2) метонимия 3) метафора 4) сравнение Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

10. Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь» (М. Исаковский)? 1) эпитет 2) метонимия 3) метафора 4) сравнение ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

11. Какая стилистическая фигура используется в тексте «Не жалею, не зову, не плачу все пройдет, как с белых яблонь дым« (С Есенин)? 1) антитеза 2) инверсия 3) градация 4) умолчание Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

11. Какая стилистическая фигура используется в тексте «Не жалею, не зову, не плачу все пройдет, как с белых яблонь дым« (С Есенин)? 1) антитеза 2) инверсия 3) градация 4) умолчание ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

12. Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны...» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

12. Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны...» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

13. Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. Маяковский)? 1) эпитет 2) гипербола 3) метафора 4) оксюморон Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

13. Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. Маяковский)? 1) эпитет 2) гипербола 3) метафора 4) оксюморон ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

14. Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился...» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) метонимия 4) сравнение Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

14. Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился...» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) метонимия 4) сравнение ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

15. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

15. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

16. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

16. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

17. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

17. Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна...» (А. Пушкин)? 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

18. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла в пепел, грады в прах, в мечи серпы и плуги» (В. Жуковский)? 1) градация 2) оксюморон 3) эллипсис 4) лексический повтор Тестовые задания-2 Проверь себя! Шпаргалка

18. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла в пепел, грады в прах, в мечи серпы и плуги» (В. Жуковский)? 1) градация 2) оксюморон 3) эллипсис 4) лексический повтор ПРОВЕРЬ СЕБЯ!