ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА» Автор: Саввина Н. М., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 6» г. Сланцы
Цель мастерской: в ходе обсуждения привести учащихся к философскому осмыслению понятия «выбор в жизни человека».
Задачи мастерской: развивать критическое мышление учащихся; развивать критическое мышление учащихся; расширять возможности анализа лексического значения слова; расширять возможности анализа лексического значения слова; воспитывать толерантность. воспитывать толерантность.
Актуализация знаний (задания по группам) Напишите и обсудите ассоциации к слову «выбор». Напишите и обсудите ассоциации к слову «выбор». Подберите ситуации из жизненного опыта, иллюстрирующие самые яркие ассоциации к слову «выбор». Подберите ситуации из жизненного опыта, иллюстрирующие самые яркие ассоциации к слову «выбор». Представьте в «Зеркале мастерской» ту ассоциацию, которая вызвала в группе наибольший интерес. Представьте в «Зеркале мастерской» ту ассоциацию, которая вызвала в группе наибольший интерес.
«Зеркало мастерской» (ассоциации к слову «выбор») Жизнь и люди. Жизнь и люди. Профессия и человек. Профессия и человек. Общество и личность Общество и личность
Работа с литературными текстами А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин перед дуэлью). А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин перед дуэлью). М. Ю Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин перед дуэлью). М. Ю Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин перед дуэлью). Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников перед совершением преступления). Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников перед совершением преступления). Задание: составьте кластеры внутреннего состояния каждого героя.
Прокомментируйте кластер группы в «Зеркале мастерской»
«Зеркало мастерской» (комментарий кластера) Евгений Онегин СпокойствиеУверенность Зависимость от общественного мнения ПечоринСамоанализБеспокойство Подведение итогов РаскольниковСмятение Отстраненность от мира Болезненность
Индивидуальное творческое задание Напишите рассуждение на тему «Выбор в жизни человека», используя ассоциации к этому слову, литературный материал и свой жизненный опыт. Напишите рассуждение на тему «Выбор в жизни человека», используя ассоциации к этому слову, литературный материал и свой жизненный опыт.
Обсуждение творческих эссе (работа в парах) Что нового вы открыли для себя в прочитанном эссе? Что нового вы открыли для себя в прочитанном эссе? Возникли ли у вас вопросы в процессе чтения? Какие? Возникли ли у вас вопросы в процессе чтения? Какие? Сумел ли автор осмыслить понятие «выбор»? Почему? Сумел ли автор осмыслить понятие «выбор»? Почему?
Подведение итогов в «Зеркале мастерской» (коллективный синквейн ) Выбор в жизни. Выбор в жизни. Человек, личность. Человек, личность. Важный, разный, самостоятельный. Важный, разный, самостоятельный. Совершать, испытывать, мучиться. Совершать, испытывать, мучиться. Каждый делает сам. Каждый делает сам.
Домашнее задание (размышление над притчей) Человек пришел к мудрецу и спрашивает: «Что есть жизнь?» Мудрец отвечает: «Жизнь – это вечный выбор…» Почему ТАК ответил мудрец? Человек пришел к мудрецу и спрашивает: «Что есть жизнь?» Мудрец отвечает: «Жизнь – это вечный выбор…» Почему ТАК ответил мудрец?
Спасибо за внимание!