Односоставные предложения в лирических повестях В.А.Солоухина «Капля росы» и «Владимирские просёлки» Автор: Кремнёв Михаил Научный руководитель: Будникова Елена Евгеньевна Место выполнения работы: МБОУ СОШ 8, город Ковров
Цель работы: Определить, какую роль играют односоставные предложения в произведениях В.А.Солоухина «Капля росы» и «Владимирские просёлки» как средство синтаксической структуры текста. Определить, какую роль играют односоставные предложения в произведениях В.А.Солоухина «Капля росы» и «Владимирские просёлки» как средство синтаксической структуры текста.
Задачи: выявить и описать односоставные предложения в лирических повестях В.А. Солоухина «Капли росы» и «Владимирские просёлки»; выявить и описать односоставные предложения в лирических повестях В.А. Солоухина «Капли росы» и «Владимирские просёлки»; установить стилистическое назначение таких построений; установить стилистическое назначение таких построений; определить условия употребления разных групп односоставных предложений у автора; определить условия употребления разных групп односоставных предложений у автора; сравнить использование конструкций с одним главным членом в двух указанных произведениях; сравнить использование конструкций с одним главным членом в двух указанных произведениях;
Частотность употребления односоставных предложений
Определённо-личные предложения В речи рассказчика распространены определённо- личные предложения с главным членом – глаголом в форме 1- го лица мн. числа, имеющим значение повелительного наклонения В речи рассказчика распространены определённо- личные предложения с главным членом – глаголом в форме 1- го лица мн. числа, имеющим значение повелительного наклонения
Частотность употребления определённо-личных предложений «Капля росы» - 3 о/л предложения на страницу. Н/л предложений - 13 «Капля росы» - 3 о/л предложения на страницу. Н/л предложений - 13 «Владимирские просёлки» - около трёх о/л предложений на страницу. Н/л предложений – 36.
Стилистическая роль н/л предложений связана с целью их использования:. сообщить о неизвестном деятеле сообщить о известном деятеле. известном деятеле. Нейтральная функция Художественная функция
Частотность употребления н/л предложений «Владимирские просёлки» - 1 предложение на 10 страниц «Капля росы» - приблизительно 1 предложение на 16 страниц
Употребление обобщённо-личных предложений Тише едешь – дальше будешь С кем поведёшься – от того и наберёшься
Безличные предложения Встречаются чаще всего в речи автора (43 примера) Встречаются чаще всего в речи автора (43 примера) Автор и герои используют этот тип предложений, когда имеется ввиду нечто подразумеваемое. Автор и герои используют этот тип предложений, когда имеется ввиду нечто подразумеваемое. «Безличные предложения возникли из личных, а не наоборот» (А.М.Пешковский) (А.М.Пешковский)
Инфинитивные предложения Необходимость действия Выражают вопрос Обязательность действия Выражают призывы, пожелания, приглашения, Формулировку задач Выражают нерешительность, сомнения
Назывные предложения предложений. предложений. Выполняют описательную функцию Частотность употребления - 18 предложений Указывают на предметы и явления
Итоги: Отмечено 300 примеров односоставных предложений. Отмечено 300 примеров односоставных предложений. Отслежена частотность употребления отдельных видов односоставных предложений. Отслежена частотность употребления отдельных видов односоставных предложений. Распространены о/л предложения с главным членом – глаголом в форме 1-го лица множественного лица. Распространены о/л предложения с главным членом – глаголом в форме 1-го лица множественного лица.
2 место по частоте употребления занимают безличные предложения. 2 место по частоте употребления занимают безличные предложения. Номинативными предложениями автор и герои лирических произведений утверждают бытие. Существование предмета или явления и, указывая на место, время, ситуацию, вводят собеседника в обстановку действия. Номинативными предложениями автор и герои лирических произведений утверждают бытие. Существование предмета или явления и, указывая на место, время, ситуацию, вводят собеседника в обстановку действия.