Стилистическое своеобразие стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» Пушкин, написав « Пророка », создал идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании. В. Соловьев
Работа с текстом А. С. Пушкин « Пророк » Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон : И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замерзшие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал : « Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей ».
План работы Стилистическое своеобразие произведения 1. Схема речевой ситуации и определение стиля языка. 2. Идейно - тематическое своеобразие произведения. 3. Композиция стихотворения. 4. Изобразительно - выразительные средства языка : тропы фигуры речи фонетические возможности языка морфологические возможности языка лексические возможности языка синтаксические возможности языка 5. Значение произведения в культурном наследии.
Перечень троповЗначение терминаПример Метафора Скрытое сравнение, когда слова или выражения сближены по сходству их значений. Перенос качеств одного явления на другое. Развернутая метафора Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение, описание процесса, каким объект осуществляет функцию, основанную на скрытом сравнении. Сравнение Сопоставление одного явления или предмета с другим. При этом обычно используются сравнительные союзы как, что, будто, словно, как будто или имена существительные в Творительном падеже. Эпитет Образное определение. Прилагательное в переносном значении. Наглядность Изобразительно-выразительные средства, использованные АС. Пушкиным при создании стихотворения «Пророк» Тропы - употребление слова в переносном значении
Наблюдение за фактами Устаревшая и церковно - славянская лексика шестикрылый серафим - самый близкий к Богу ангел, вещие зеницы - всезнающие, всевидящие глаза горний ангелов полет - горный дольней лозы прозябанье - растущей в долине язык, и празднословный и лукавый – пустой и хитрый И жало мудрыя змеи - мудрой Вложил десницею кровавой - правой рукой бога глас ко мне воззвал : - голос Бога Восстань, пророк, и виждь, и внемли - - Бог велит пророку видеть и слышать Глаголом жги сердца людей - словом
Наблюдение за фактами и сопоставление их Псалом пророка Исайи В псалме пророка Исайи рассказывается о страдании пророка, осознающего уста свои грязными, а себя недостойным быть пророком : услышал он пение серафимов, увидел и осознал самого себя как пророка с нечистыми устами, живущего среди такого же, как и он, народа. Для того, чтобы проповедовать людям, нужно быть очищенным от земных страстей, как это выражает Исайя, иметь " очищенные уста : " Тогда прилетел ко мне один из Серафимов и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал : вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен ". И лишь после того, как уста исполнились чистоты, он стал способным нести людям истину : " кого Мне послать ? и кто пойдет для Нас ?" И я сказал : " вот я, пошли меня ". И сказал Он : " пойди и скажи этому народу : слухом услышите, и не уразумеете ; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего "".
Организация самостоятельной работы Синтаксические средства выразительности ( ряды однородных членов, наличие предложений с одинакового строения и т. д.) Задание : графически объясните пунктуацию в предложенных отрывках, составьте схемы предложений 1 вариант И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. 2 вариант И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.
Увижу ль, о друзья ! народ неугнетенный, И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря ? « Деревня » (1819) Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. « Во глубине сибирских руд » (1827) В. О. Ключевский : «… летучей очередью проносятся скучно - грустные впечатления зимней дороги (…), и исполненное светлых надежд послание в Сибирь декабрьским заточникам,(…), и высокое призвание поэта в величавом образе библейского Пророка. (…) Поэзия Пушкина – русский народный отзвук общечеловеческой работы. Благодаря Пушкину русский читатель более прежнего стал любить свой язык, ценить свою словесность, чтить своего писателя, наконец уважать самого себя и свое Отечество ». Наблюдение за фактами на межпредметной основе Пророчества А. С. Пушкина и значение его творчества
План работы Стилистическое своеобразие произведения 1. Схема речевой ситуации и определение стиля языка. 2. Идейно - тематическое своеобразие произведения. 3. Композиция стихотворения. 4. Изобразительно - выразительные средства языка : тропы фигуры речи фонетические возможности языка морфологические возможности языка лексические возможности языка синтаксические возможности языка 5. Значение произведения в культурном наследии.