Русский и родной языки как явление национальной культуры. Составила Мухаметзянова Зульфия Мукатдасовна, учитель I квалификационной категории МБОУ «Куакбашская ООШ» МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
(Отрывок из монографии доктора педагогических наук, профессора Л.З.Шакировой «Обучение русскому языку в татарской школе: теория и практика».) Родной и русский язык в их равноправии при изучении – это корень решения проблемы овладения учащимися национальных школ двумя государственными языками… Изучение русского языка способствует углублённому и эффективному овладению родным языком… Конечной целью обучения русскому языку в национальной школе является целостное формирование и развитие двуязычной (билингвальной) языковой личности с учётом её языкового сознания, первоначально сформировавшегося на родном языке.
Словарная работа Монография Эффективный Билингвальный Целостный научный труд действенный двуязычный цельный, единый
Известные полиглоты среди русских писателей Александр Грибоедов с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал латинский и греческий. Позже овладел персидским, арабским и турецким. Баснописец Крылов великолепно знал французский, итальянский и немецкий языки. Позднее выучил древнегреческий. Изучал английский язык. Лев Толстой в совершенстве владел английским, французским и немецким языками, свободно читал на итальянском, польском, чешском и сербском языках. Знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковно- славянский, изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. Николай Чернышевский уже в 16 лет весьма основательно изучил девять языков: латинский, древнегреческий, персидский, арабский, татарский, древнееврейский, французский, немецкий и английский.
С русскими мы в веках породнились, Словарём, языком обменялись. Одни песни у нас родились, И события одни воспевались… (Г. Тукай, великий поэт татарского народа).
Использованные источники 1. Язык – зеркало народа: Преподавание русского и родного языков в 5-11 классах/ Ф.Ю. Ахмадуллина, Л.В. Мирошниченко, Ф.Ф. Харисов, Ч.М. Харисова.-Казань: Магариф, Преподавание русского языка в нерусских общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях)/ М.К. Бакеева.-Казань: «РАННУР», oneself2.blogspot.comp/blog-page_18.html