МБОУ «Иркеняшская основная общеобразовательная школа» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников
Факторы, влияющие на развитие речи школьников: речевое общение с взрослыми; речевое общение со сверстниками; обучение в школе; образцовая речь учителя; чтение художественной литературы; занятия по развитию речи; просмотр телепередач, в том числе мультфильмов.
Цель: Установить характер влияния мультфильмов на культуру речи школьников младших классов
Объект исследования: речь школьников младших классов. Предмет исследования: стилистически сниженная лексика, употребляемая героями мультфильмов. Гипотеза: словарный запас школьников «обогащается» за счет лексики мультфильмов, в том числе ограниченной в употреблении, и негативно влияет на культуру их речи.
Задачи исследования Изучить литературу по теме исследования. Определить качественный состав лексики зарубежных и отечественных мультфильмов с точки зрения употребления слов сниженной стилистической окраски героями исследуемых мультфильмов. Выявить, какие стилистически ограниченные лексические единицы заимствуют младшие школьники из лексикимультипликационных фиьмов
Методы исследования: анализ документов, контент-анализ, анкетирование, сравнительный анализ.
Анкетирование карточка нужна
Количество слов со сниженной стилистической окраской в мультфильмах
Стилистически ограниченная в употреблении лексика Придурок, тупица, кретин, дерьмо, фигня, круто, классно, идиот, извращенец, «голубой», бестолочь, выпивка, круто, дурак, болван, тупица, отвали, задница, жулик, «козел», урод,оборванец, тусовка, придурок, забегаловка
Любите ли Вы Как часто Вы смотреть мультфильмы? Смотрите их?
Какие мультфильмы Какие слова и выражения Вы предпочитаете? Вами запоминаются?
Слышите ли Вы в речи своих родителей ругательные слова?
Употребляете ли вы их в своей речи?
Заключение лексика, ограниченная в употреблении, чаще всего встречается в мультфильмах зарубежного производства; младшие школьники отдают предпочтение просмотру мультфильмов зарубежного производства и заимствуют из них слова сниженной стилистической окраски, слова, стилистически ограниченные в употреблении, звучат в обыденной речи школьников младших классов, употребляются ими как в качестве обращений, так и в качестве оценочных характеристик личности.