Обобщающий урок по теме «Сложноподчине нное предложение» (на материале пословиц народов Северного Кавказа в их соответствии с русскими)
Как вы понимаете эпиграф: «Хочешь узнать о народе – познакомься с его пословицами»? Прочитайте и запишите эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? «Хочешь узнать о народе – познакомься с его пословицами».
Запишите определения Орфография – это… Пунктуация – это… Пословицы – это…
Проверим ОРФОГРАФИЯ - система правил правописания. ПУНКТУАЦИЯ - это совокупность знаков препинания и правила их употребления в письменной речи. ПОСЛОВИЦЫ краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни.
Ответьте на вопросы: - Что такое сложноподчиненное предложение? -Чем сложноподчиненное предложение отличается от сложносочиненного? - Как отличить главное предложение от придаточного? - Чем союзы отличаются от союзных слов?
Соотнесите начало и конец пословиц Если лошади паслись на одной горе, то у них,… Где много слов – там хороших мало, … Кому от слова не больно,... Когда все вместе,... Где аул больше,... тому от пули не больно (тб.). тогда и Надир-шах глуп (лз.). хоть масти разные, да норов один (авар.). там и ума больше (лз). молчаливый же – и сам хорош (к.).
Проверим Если лошади паслись на одной горе, то у них, хоть и масти разные, да норов один (авар). Где много слов – там хороших мало, молчаливый же – и сам хорош (к). Кому от слова не больно, тому и от пули не больно (тб). Когда все вместе, тогда и Надир-шах глуп (лз). Где аул больше, там и ума больше (лз).
Найдите русские аналоги получившимся пословицам Если лошади паслись на одной горе, то у них, хоть и масти разные, да норов один (авар). – С кем поведешься, от того и наберешься. Где много слов – там хороших мало, молчаливый же – и сам хорош (к).- Где много слов, там много толку. Молчание – золото. Кому от слова не больно, тому от пули не больно. - Слово пуще стрелы разит. Когда все вместе, тогда и Надир-шах глуп. – Друг за друга держаться – ничего не бояться. Где аул больше, там и ума больше – Одна голова хорошо, а две –лучше.
Запишите схемы предложений Чем жить без чести, лучше с честью умереть (лк.). С тем, кто сказал правду, и сердце соглашается (авар.). Если голова поумнеет, и одежда обновится (авар.). Клади голову там, где найдешь ее целой (авар.). Прежде чем узнаешь человека, съешь пуд соли и выпьешь речку воды (лк.). Какой темой объединены эти пословицы? Какие общечеловеческие ценности они утверждают ?
Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. 1. Если летом голова (не) кипит зимою котел (не) кипит (д,н.). 2. (От) куда бы не сорвался камень летит в овраг (лз.). 3. Надо что (бы) врагу было или совестно или страшно (лз.). 4. Как провел на свете жизнь так она и пройдет(д.). - Как вы понимаете эти пословицы?
Какие типы подчинения образуются в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Составьте графические схемы следующих предложений, расставьте знаки препинания. 1.Если у тебя есть друг следи чтобы тропа к его дому не заросла травой(д.). 2. Не верь кошке если скажет что в Мекке была (лз.). 3. Сын родился для того чтобы носить оружье и ездить на коне (авар.).
Обобщение Назовите виды придаточных предложений, типы подчинения. - Какие из пословиц и поговорок вам запомнились? Чем интересны пословицы и поговорки народов Северного Кавказа? Что их объединяет с русскими пословицами? Какие из рассматриваемых пословиц отражают жизнь горца, а какие утверждают общечеловеческие ценности?
Домашнее задание По одной из понравившихся пословиц народов Северного Кавказа напишите сочинение, используя в тексте сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения. По одной из понравившихся пословиц народов Северного Кавказа напишите сочинение, используя в тексте сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения.