Выполнила: магистрант кафедры логопедии Ланда Л.М. Научный руководитель: к.п.н., доцент Тишина Л.А. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ РЕШЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – сформировать у дошкольников лет с ОНР III уровня навыки и умения, необходимые для решения простых арифметических задач ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – содержание методики пропедевтического обучения старших дошкольников с ОНР III уровня решению математических задач
ТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА ВАРИАТИВНАЯ МЕТОДИКА 1. Формирование навыков счета, присчитывания, сравнения чисел 1. Ориентировка в двух совокупностях до пяти предметов каждая 2. Перенасыщенность знаковой ( абстрактной ) символикой 2. Осознание отношений значения преобразований предметов в совокупностях 3. Оперирование понятиями « число », « цифра » 3. Отказ от цифр и понятия « числа » СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА традиционной и вариативной методик
Раздел I. Формирование понятий « один », « много », « больше », « меньше ». Раздел II. Формирование представлений о взаимно однозначном соответствии между предметами. Понятия : « столько же », « равное количество ». Раздел III. Формирование представлений о неравенстве предметов. Понятия : « больше », « меньше » применительно к совокупности предметов. Раздел IV. Формирование навыков уравнивания двух совокупностей. Понятия : « прибавить », « отнять ». ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Раздел II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЗАИМНО ОДНОЗНАЧНОМ СООТВЕТСТВИИ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ. ПОНЯТИЯ : « СТОЛЬКО ЖЕ », « РАВНОЕ КОЛИЧЕСТВО », « ОДИНАКОВО ». ЦЕЛЬ – научить детей сравнивать две совокупности способом установления взаимно - однозначного соответствия
ЗАДАНИЕ : У детей на партах лежат карточки с девочками и игрушками. Требуется разложить игрушки так, чтобы у каждой девочки была одна игрушка. Сколько девочек столько и игрушек. Одинаковое количество и девочек и игрушек.
Для закрепления навыка полезно раздавать не только карточки, но и парные предметы : яйца - подставки, куклы – игрушечные кровати, вазочки – цветы, чашки – блюдца.
ЗАДАНИЕ : Достаньте из конверта столько же бабочек, сколько цветов лежит на столе.
Важным этапом являться переход к работе со все более абстрактным материалом : геометрическими формами, счетными палочками
ЗАДАНИЕ : Достаньте из конверта столько же шаров, сколько карточек с животными лежит на столе.
Для обучения детей можно и нужно использовать не только карточки с картинками, но и любые предметы : пуговицы, карандаши, ленты, природный материал.
ЗАДАНИЕ : Положите столько фишек, сколько пальцев вы видите. Обведите столько же клеточек, сколько фишек вы выложили. Поставьте под клеточками столько же точек.
Для оживления урока возможен вариант, когда учитель предлагает составить из стульев « поезд ». При составлении « поезда », обсуждается вопрос сколько стульев и детей понадобится, чтобы все дети могли « уехать » и ни один « вагончик » не пустовал.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 1. Игра как мотивация. 2. Наглядно - образное подкрепление заданий. 3. Постепенное наращивание сложности заданий. 4. Переход к работе с абстрактным материалом. 5. Оказание ребенку развернутой помощи. 6. Доступность лексического материала и инструкций педагога по семантике и грамматической структуре.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Овладение навыком уравнивания двух совокупностей путем прибавления предметов. 2. Овладение навыком уравнивания двух совокупностей путем вычитания предметов. 3. Овладение специальной терминологией : понятия « один », « много », « больше », « меньше », « равное количество », прибавить », « отнять ». 4. Овладение навыками моделирования совокупности по графическому образцу и словесной инструкции.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ