«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике и смежных областях в сфере высшего гуманитарного образования» ГК от 26 ноября 2010
Актуальность проблемы исследования Образовательные стандарты нового поколения позволяют вузам создавать компетентностные модели выпускников на базе обязательных общекультурных и профессиональных компетенций, однако отсутствует как детальная методология их создания, основанная на взаимодействии с работодателями, экспертами, так и критерии и методология аккредитации вузов по новым схемам.
Проблемы в области исследования в обществе сложилась потребность в новом типе обучения и воспитания и готовность принять его; в образовательной практике накоплен многообразный инновационный педагогический опыт; существует психолого-педагогическая теория, с позиций которой можно обобщить и широко распространить этот опыт, проектировать новое содержание образования и педагогические технологии его развертывания, и которая обладает свойством технологичности, иначе она не будет иметь серьезного прикладного значения; новый тип обучения и воспитания преемственно опирается на предшествующий, «снимает» его в себе, делает частным случаем, органично сочетаясь с лучшими традиционными образцами, а не «отменяет» их; инновации в образовании затрагивают все звенья педагогической системы, предполагая их системную «переналадку»: цели, содержание, формы, методы и средства обучения и контроля, способы деятельность обучающих и обучающихся, образовательную среду; компетентностно-контекстный подход в обучении решает все прежние образовательные задачи; переход к новому типу обучения и воспитания требует огромных интеллектуальных затрат, финансовых и материальных инвестиций со стороны государства, политической воля и длительного времени; существующий и применяемый в российской системе образования аппарат оценки знаний, умений и навыков не позволяет выявить уровень формирования компетенции
Цель работы анализ и оценка перехода на компетентностную модель подготовки студента в условиях реализации государственной политики в сфере высшего гуманитарного образования
Решаемые задачи 1. Разработка методологии оценки эффективности отдельных механизмов реализации государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере. 2. Подготовка структурированного реестра документов, определяющих государственную политику в образовании, научно-технической и инновационной сфере. 3. Анализ предложений, формируемых заинтересованными группами по совершенствованию государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере. 4. Анализ современных международных практик в области государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере. 5. Оценка эффективности реализации государственной политики в образовании, научно- технической и инновационной сфере. 6. Подготовка предложений по совершенствованию инструментов государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере, учитывающие развитие законодательной базы и изменения социально-экономических условий. 7. Подготовка предложения в прогноз научно-технического развития на долгосрочную перспективу. 8. Описание концептуальных основ современного гуманитарного образования. 9. Разработка типовой концепции построения компетентностной модели выпускника гуманитарного вуза. 10. Разработка научно-методических основ создания средств оценки уровня формирования компетенции.
Промежуточный отчет о НИР на I содержит этапе, в том числе: - структурированный реестр документов, определяющих государственную политику в образовании, научно-технической и инновационной сфере - результаты анализа предложений, формируемых заинтересованными группами по совершенствованию государственной политики в образовании, научно- технической и инновационной сфере - результаты анализа современных международных практик в области государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере. - результаты оценки эффективности реализации государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере - предложения по совершенствованию инструментов государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере, учитывающие развитие законодательной базы и изменения социально-экономических условий - предложения в прогноз научно-технического развития на долгосрочную перспективу.
Результаты оценки эффективности реализации государственной политики в образовании, научно- технической и инновационной сфере Система высшего образования или, по-другому, высшая школа в условиях построения инновационной экономики превращается в одну из ведущих самостоятельных производящих отраслей, обеспечивающую приращение человеческого капитала и, тем самым, приращение ВВП. Все больше и больше стран (США, Китай, некоторые европейские и азиатские страны) ставят в качестве национальной стратегической задачи - всеобщее высшее образование и создание системы образования для взрослых на протяжении жизни. Экономистами определен и нижний порог людей с высшим образованием для обеспечения функционирования инновационной экономики – не менее 60% экономически активного населения. Очевидно, что такая задача должна стать одной из важнейших и для России, если она претендует на достойное место в мировой экономике.
Предложения по совершенствованию инструментов государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере, учитывающие развитие законодательной базы и изменения социально- экономических условий Совершенствование образовательного законодательства Формирование современной национальной системы квалификаций Развитие системы профессиональной ориентации, консультирования и пропаганды по вопросам получения профессионального образования Совершенствование системы информирования о рынке труда О включении НПО и СПО в приоритетный национальный проект «Образование» Расширение полномочий учреждений СПО в части предоставления права создания хозяйственных обществ Совершенствование прогноза потребности в рабочих и служащих Повышение социального статуса работников системы профессионального образования
Прогноз научно-технического развития В отсутствии качественных изменений в системе образования необходимо учитывать высокую вероятность реализации пессимистического сценария научно-технического развития. массовое сокращение объема и уровня профессиональной подготовки – замена 5-тилетнего обучения на 4-х летнее приведет к тому, что учащиеся будут получать знаний на 20% меньше по сравнению с программами подготовки специалистов, причем в мире сейчас наблюдаются обратные тенденции – показано, что увеличение сроков обучения на один год ведет к заметному увеличению ВВП на 5% и более значительный ущерб для высокотехнологичных и наукоемких областей, включая ракетно-космические технологии, авионику, атомную энергетику, химическую промышленность, нанотехнологии и т.д., в которых бакалавры не востребованы.
Результаты исследования Результаты исследования могут быть положены в основу разработки средств мониторинга вузов в рамках аккредитационных процедур, оценки образовательных программ с точки зрений компетентностного подхода. Все это позволит проанализировать не только качество теоретических знаний выпускников, но и уточнить степень освоенности общекультурных, профессиональных компетенций. Предметная область темы работ предусматривает дальнейшее изучение практики взаимодействия вуза с профессиональными ассоциациями в процессе формулировки компетенций, создания моделей и механизмов его эффективной организации. Это в свою очередь создает постоянно действующий инструмент совершенствования и дополнения образовательных стандартов (включая перечни компетенций) в соответствии с изменениями в социально-экономической и политической ситуации в государстве, формирование новых ориентиров и стратегических направлений в развитии данных стандартов.