Вячеслав Леонидович Кондратьев «Сашка»
В. Кондратьев: «Моя война – это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы. Моя война – это нехватка снарядов, мин…»; «о своей войне рассказать могу только сам»
А. Твардовский «Я убит подо Ржевом…» Я убит подо Ржевом В безыменном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, – Точно в пропасть с обрыва – И ни дна, ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей. Я – где корни слепые Ищут корма во тьме; Я – где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я – где крик петушиный На заре по росе; Я – где ваши машины Воздух рвут на шоссе; Где травинку к травинке Речка травы прядет, – Там, куда на поминки Даже мать не придет. Подсчитайте, живые, Сколько сроку назад Был на фронте впервые Назван вдруг Сталинград. Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю, Наш ли Ржев, наконец?
«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте, на самой трудной должности – солдатской,– пишет К.Симонов. История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте, на самой трудной должности – солдатской– пишет К.Симонов.
Георгий Константинович Жуко в в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие !
«В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы… Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».
Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым – посвящена эта повесть…
«Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулемётные очереди или артиллерийская канонада… Как обычно…»
« Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, пёрли на них, урча моторами и поливая их пулемётным огнём, а они метались на заснеженном тогда поле …»
« На передовой такой порядок: если ранило, уходишь в тыл, отдай свой автомат или СТВ оставшимся, воевать которым, а сам бери родимую трёхлинейную, образца одна тысяча восемьсот девяносто первого года дробь тридцатого, которую и сдашь в тылу».
«… как у немца с кормёжкой, и сколько сигарет в день получают, сколько рому, и почему перебоев с минами нет, да мало ли что можно было спросить?»
Александр Твардовский:
События Сашкиной 2-месячной фронтовой жизни: Добывает валенки для ротного; Возвращается к ребятам отдать автомат; Ведёт санитаров к раненому; Берёт в плен немца и отказывается его расстреливать; Встреча с Зиной; Выручает лейтенанта Володю.
– Почему Сашка не может расстрелять плененного им немца?
Встреча с Зиной. Испытание любовью.
Испытание дружбой. История краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей.