Консультация по теме: « Формирование навыка чтения у младших школьников» «Чтение- вот лучшее учение!» А.С. Пушкин «Люди перестают мыслить, когда перестают читать.» Дидро Д. «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела.» Аддисон Д.
5 причин, по которым надо читать книги чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности
СПОСОБ ЧТЕНИЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ Основные параметры техники чтения:
Чтение по слогам Чтение по слогам и целыми словами Чтение целыми словами Побуквенное чтение Форсированное чтение Продуктивные: Непродуктивные: Способы чтения
Формирование навыка чтения целыми словами Послоговое чтение Период формирования: от момента научения чтению до 2-го класса с постепенным наращиванием темпа чтения. Что важно знать: Процессы чтения и письма связаны. Послоговое чтение (орфографическое чтение) – залог грамотного письма. Чтение по слогам и целыми словами Период формирования: до 3-го класса Что важно знать: переходный период к чтению целыми словами нельзя форсировать! Неверно требовать: «Читай быстрее!», нужно говорить : «Читай правильно!», и поощрять прочтение длинных и трудных слов по слогам. Чтение целыми словами Период формирования: к началу 4 класса Что важно знать: оптимальное чтение – это безошибочное чтение целыми словами со скоростью 120 слов в минуту.
Побуквенное чтение. Причины возникновения. Не сформировано понятие «слияние» (согласный звук и стоящий за ним гласный звук читаются слитно) и умение находить слияние в слове. СОБАКА КУРТКА Ребёнок произносит не звуки, а название букв (эм, эн, ша ) Логопедические проблемы.
Форсированное чтение Что это такое? Чтение слова по слогам про себя, а затем произнесение целого слова вслух. В чём причина? Выдаёт желательное за действительное: имитирует чтение целыми словами по инициативе родителей, самого ребёнка, учителя. Почему это непродуктивный способ чтения? Ребёнок привыкает делать паузы между словами, что впоследствии помешает ему читать (говорить) в нужном темпе.
Правильность чтения. Классификация ошибок при чтении: Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов. Неверная постановка ударения Искажение окончания Повторы
Как работать над правильностью чтения. Когда ребёнок читает вслух, у него должен быть заинтересованный слушатель – взрослый. Если ребёнок ошибся, попросите его перечитать слово заново, не делая этого за него. Уточните значение неверно прочитанного слова.
Осознанность чтения – самый важный параметр. «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.» Я. Коменский Структура текста (заголовок, автор, части текста) Понимание сюжетной линии текста, главной мысли. Понимание неявной информации.
Золотое правило чтения: Читать ежедневно вслух не менее 15 минут, не допуская ошибок при чтении, пересказывая прочитанное