Мастер - класс педагога дополнительного образования МДОАУ «Детский сад 20» Масаловой Татьяны Анатольевны по теме: «Использование наглядного моделирования в обучении дошкольников 6-7 лет решению арифметических задач»
Этапы работы по составлению задач: решение арифметических задач с иллюстрацией содержания задачи реальными предметами. замена предметов сюжетными картинками с изображением динамики происходящего (улетела, прибежала и т.п.). переход к задачам – иллюстрациям с полуабстрактными заместителями (кружками), абстрактным моделям арифметической задачи «Целое – часть» и записью условия знаками и цифрами. решение арифметических задач с иллюстрацией содержания задачи реальными предметами. замена предметов сюжетными картинками с изображением динамики происходящего (улетела, прибежала и т.п.). переход к задачам – иллюстрациям с полуабстрактными заместителями (кружками), абстрактным моделям арифметической задачи «Целое – часть» и записью условия знаками и цифрами.
1 этап Составление и решение задач с использованием реальных предметов. Шаг 1: Структура задачи. Цели: 1.Учить составлять задачу на основе выполненных действий с предметами. 2. Учить выделять в задаче две части: условие и вопрос.
УСЛОВИЕ ? Структура задачи
ШАГ 2: Составляем задачу Цели: 1.Учить анализировать и решать простую задачу. 2.Формировать знания о том, что в условии задачи должно быть не менее двух чисел. УСЛОВИЕ ? ?
2 этап Составление и решение задач с использованием картинок и рисунков. ШАГ 1: Задачи – картинки Цели: 1.Совершенствовать умение составлять и решать задачи с использованием сюжетных картинок с изображением динамики действий героев 2.Уточнить глагол – действие в условии арифметической задачи 2 этап Составление и решение задач с использованием картинок и рисунков. ШАГ 1: Задачи – картинки Цели: 1.Совершенствовать умение составлять и решать задачи с использованием сюжетных картинок с изображением динамики действий героев 2.Уточнить глагол – действие в условии арифметической задачи
было - осталось Действие: было - осталось
3 этап Составление и решение задач с использованием моделей. ШАГ 1: Круги - заместители Цель: Обучать составлению и решению задач с использованием наглядного материала – сюжетных картинок с явно выраженным действием, предметов заместителей (кругов).
?
Шаг 2: Рисуем и решаем Цели: 1.Обучать составлению и решению задач по предложенной модели с использованием предметов – заместителей (кругов) 2. Познакомить с зарисовкой задачи 3. Учить рисовать схематично, подбирая соответствующие предметы.
Шаг 3: Модель «Целое и части» Учить составлять и решать задачи с использованием модели : целое – часть и предметов – заместителей: круга и 2 полукругов
Шаг 4: Записываем задачи Цель: Учить составлять и решать задачи с использованием модели «целое- часть», знаков и цифр
Шаг 5: Рисуем задачи Цель: Учить составлять, зарисовывать и решать задачи по заданным числам с последующей записью модели «целое – часть» Шаг 5: Рисуем задачи Цель: Учить составлять, зарисовывать и решать задачи по заданным числам с последующей записью модели «целое – часть»
Шаг 6: Обратные задачи Цель: Учить решать обратные задачи с помощью моделирования «Целое – часть»