Подготовка к ЕГЭ. Требования к сжатому изложению Сжатое изложение «требует умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное; отсекать второстепенное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « Содержательные и языковые способы сокращения текста» Учитель: Газдарова Людмила Мухарбековна 2011год.
Advertisements

Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме Занятие 2 элективного курса в 9 классе.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в форме ГИА. Автор – Бродягина Ольга Семёновна, учитель МОУ Улётовская сош.
Мастер-класс: Содержательные и языковые способы сокращения текста МОУ «Дульдургинская СОШ»
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Способы сжатия текста Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Русская пословица Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов.
Подготовка к ГИА. Свёртывание придаточного предложения Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский.
Способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме.
ПОДГОТОВКА к ГИА Содержательные и языковые способы сокращения текста Краткость – сестра таланта». «Краткость – сестра таланта». А.П.Чехов А.П.Чехов.
Итоговая аттестация в 9 классе в новой форме Подготовка к сжатому изложению.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Задача сжатого текста - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СЖАТИЯ ТЕКСТА. Цель : Обучение приемам содержательной компрессии теста как этап подготовки к сжатому изложению.
ГИА по русскому языку в 9 классе. Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Тип заданий 1 Часть 1.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Транксрипт:

Подготовка к ЕГЭ

Требования к сжатому изложению Сжатое изложение «требует умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное; отсекать второстепенное. При этом востребованным оказывается прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию»

Приемы компрессии исходного текста содержательные и языковые. Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Основные языковые приемы компрессии исходного текста : 1. Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым. 2. Исключение исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов. З. Слияния: слияние нескольких предложений в одно. NB! Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА Чтение и понимание текста это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем : важная информация обычно содержится В первом предложении абзаца; в главной части сложного предложения.

Упражнение 1 Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию. А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Запись должна выглядеть так: Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Б) Б) Принято, считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. (Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются). Таков может быть окончательный вариант сокращения: Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве. Обращаем внимание учеников на то, что наряду с содержательным приемом сокращения текста мы использовали и языковой прием: заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первой части добавлена отрицательная частица н е

Упражнение 2 Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов. 1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов) Обратить внимание на 4-е, предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; продумать вариант с использованием только одного придаточного.

Примеры выполнения работы 1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова) Мы видим использование приема исключения информация, содержащейся в 3-м предложения исходного текста, приема слияния двух предложений 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта это нечто другое. (23 слова) В данном варианте исключается информация З-го предложения исходного текста, фрагмент 1 -го предложения (может показаться парадоксальным), контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. З. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)

ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА а) Трансформация словосочетаний Упражнение З Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, экономичные. Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - …; проявлять интерес - …; выдвинуть предположения -…; Процесс реакции – реакция; свойство упругости - …; месяц март -..

Трансформация предложений Упражнение 4 Запишите придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.. для того чтобы осуществить - для осуществления;. для того чтобы получить для получения; для того чтобы изменить...; для того чтобы сообщить...; для того чтобы распределить для того чтобы рассмотреть В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели). Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).

Упражнение 5 Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией с деепричастным оборотом. (употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают). Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в раз). Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы). Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма). Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, потому что исследовали кристаллы с. помощью рентгеновского метода. (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в ХХ веке благодаря исследованиям кристаллов с - помощью рентгеновского метода).