ДИНАМИКА ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В 2008-2010 ГГ. Экспертный совет АСВ 13 декабря 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Динамика доверия населения к финансовым.
Advertisements

Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Нужно ли возвращать банковские кредиты?
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Динамика доверия населения к финансовым.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Доверие финансовым институтам, привлекательность.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Россия, , г. Москва, Болотная набережная.
УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ДАННЫМ АНКЕТНЫХ ОПРОСОВ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ.
Финансовая грамотность населения России в условиях кризиса доверия Диляра Ибрагимова Директор по исследованиям НАФИ, доцент ГУ-ВШЭ Национальное агентство.
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В : НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИЛЯРА ИБРАГИМОВА доцент НИУ-ВШЭ Диляра Ибрагимова доцент кафедры экономической социологии.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Потенциал использования банковских карт.
Классный час Финансовая грамотность. 8 сентября 1802 года – создание Министерства финансов Российской империи Александр Первый «Должность Министра финансов.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Диляра Ибрагимова, Директор по исследованиям.
Коллекторы и долги: взгляд российского потребителя По итогам всероссийского исследования.
Кто читает банковские договоры: взгляд со стороны клиента Ольга Кузина НИУ ВШЭ Высшая школа экономики, Москва,
Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения Июль 2008.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Человек и деньги в условиях финансового.
«Вторая волна» мирового экономического кризиса: захлестнет ли она Россию? МОСКВА, 2011 год.
Финансовая грамотность населения России: проблемы и пути повышения Национальное агентство финансовых исследований 17 сентября 2009.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Ольга Кузина, Генеральный директор НАФИ.
1 Сентябрь-Октябрь, 2009 г. Декабрь, 2009 MARKETING CONGRESS 2009 Потребительские предпочтения финансово активных.
Уровень финансовой грамотности россиян: до и во время кризиса Ольга Кузина ГУ-ВШЭ, 29 октября 2010.
Транксрипт:

ДИНАМИКА ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГГ. Экспертный совет АСВ 13 декабря 2010

% Мужской45 Женский года года года лет29 60 и старше20 100% Начальное или ниже2 Неполное среднее 7 Среднее (школа или ПТУ)35 Среднее специальное (техникум)35 Незаконченное высшее (с 4-го курса ВУЗа), высшее Всероссийский опрос N=1600 ошибка выборки не более 3,4% ОПИСАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ Используются данные НАФИ, ВЦИОМ, ГУ-ВШЭ

ПО СУБЪЕКТИВНОЙ САМООЦЕНКЕ, ДОЛЯ МЕНЕЕ ОБЕСПЕЧЕННЫХ РОССИЯН ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА НЕМНОГО УВЕЛИЧИЛАСЬ, НО ВСКОРЕ ВЕРНУЛАСЬ К ДОКРИЗИСНОМУ УРОВНЮ. «К какой из следующих групп населения вы скорее могли бы себя отнести?»

ДОЛЯ СБЕРЕГАТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА ДОСТИГЛА МАКСИМАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ «Есть ли в Вашей семье сейчас сбережения, накопления?»

В КРИЗИС НЕ СНИЗИЛАСЬ ДОЛЯ ЛЮДЕЙ, ДЕЛАЮЩИХ ТЕКУЩИЕ СБЕРЕЖЕНИЯ «Как Вы (Ваша семья) обычно распоряжаетесь доходами в повседневной жизни?»

СРЕДИ ЦЕЛЕЙ СБЕРЕЖЕНИЙ ПОЛУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОХОДА ДЛЯ РОССИЯН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВОСТЕПЕННОЙ – ОСНОВНОЙ МОТИВ: СБЕРЕЖЕНИЯ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ, «ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ» «Для каких целей вы (ваша семья) сейчас делаете сбережения (или стали бы делать, если бы у вас была возможность)?» Окт. 08 Ноя. 10 На всякий случай, про запас23 27 На ремонт квартиры, дома23 24 На лечение14 19 На отдых, развлечения, путешествия12 17 На покупку недвижимости (квартиры, дома, земли, дачи)15 16 На старость17 16 На покупку автомобиля12 15 На образование (своё и/или своих близких)13 14 На покупку товаров длительного пользования (мебель, бытовая техника) На вложения в собственное дело4 5 Чтобы получать доход в виде процентов, дивидендов и т.п.3 2 Не считаю нужным откладывать деньги на что-либо8 6 Другое4 4 Затрудняюсь ответить8 6 Всего: %, множественный выбор, n=1600

НЕДВИЖИМОСТЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ НАИБОЛЕЕ НАДЕЖНЫЙ АКТИВ % от ответов « Какие из следующих способов вложения денег представляются Вам сейчас наиболее надежными?»

8 В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ О СООТНОШЕНИИ РИСКА И ДОХОДНОСТИ, В СОЗНАНИИ РОССИЯН НАИБОЛЕЕ ДОХОДНЫЕ АКТИВЫ СЧИТАЮТСЯ И НАИБОЛЕЕ НАДЕЖНЫМИ Октябрь 2008, %, N=1600 «Какие из следующих способов вложения денег представляются Вам сейчас наиболее надежными?» «Какие из следующих способов вложения денег представляются Вам сейчас наиболее выгодными?»

9 Наиболее надежные и наиболее выгодные способы вложения денег ПО СРАВНЕНИЮ С ДАННЫМИ 2008 Г. СУЩЕСТВЕННЫХ ОТЛИЧИЙ В 2010 Г. НЕ НАБЛЮДАЕТСЯ Июль 2010, %, N=1600

НЕСМОТРЯ НА ДЕВАЛЬВАЦИЮ 2008 Г. И РОСТ ОБЪЕМА ВАЛЮТНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ НА РУБЕЖЕ ГГ., ДОЛЯ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ СБЕРЕЖЕНИЯ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, НЕ УВЕЛИЧИЛАСЬ «В какой валюте Вы сейчас храните сбережения?»

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ВАЛЮТЫ СБЕРЕЖЕНИЙ ИЗМЕНИЛИСЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНО «В какой валюте Вы бы сейчас предпочли бы хранить сбережения?»

2009 Г. ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВСПЛЕСКОМ ИНТЕРЕСА НАСЕЛЕНИЯ К БАНКОВСКИМ ВКЛАДАМ «Если бы Вам в настоящее время пришлось выбирать одну из двух форм сбережений – банковские вклады или наличные деньги, то какую из них Вы бы выбрали?»

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО СПАСЕНИЮ РУБЛЕВЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ В КРИЗИС ПРЕДПРИНЯЛИ ЛИШЬ 10% РОССИЯН «Если у Вас были рублевые сбережения в октябре 2008 г., то делали ли Вы что- либо из нижеперечисленного в условиях снижения курса рубля?» Февраль 2009, %, N=1600

В КРИЗИС ДОЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫМИ УСЛУГАМИ НЕ ТОЛЬКО НЕ УМЕНЬШИЛАСЬ, НО, НАОБОРОТ, УВЕЛИЧИЛАСЬ %, множественный выбор, N=1600 апр.08июл.08апр.09сен.09янв.10мар.10май.10июл.10 Пластиковая карта для получения пенсии, зарплаты, стипендии Текущий счёт, вклад «до востребования» Потребительский кредит (за исключением кредитной карты) Срочный вклад Страхование (за исключением ОМС) Пластиковая карта (дебетовая), полученная при открытии счета Кредитная карта Автокредит Ипотечный кредит (кредит на покупку недвижимости) Услуги негосударственных пенсионных фондов Инвестиционные услуги (ПИФы, ОФБУ, Доверительное управление) Не пользуюсь финансовыми услугами «Скажите, пожалуйста, какими из перечисленных финансовых услуг Вы лично пользуетесь в настоящее время?»

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДЕКСА ДОВЕРИЯ Для построения индекса доверия используются 5 основных вопросов: Надежность - сохранность денежных средств, соблюдение взятых обязательств и отсутствие мошенничества по отношению к клиентам 1.За прошедший год финансовые институты в нашей стране в целом стали более надежными, менее надежными или ничего не изменилось? 2.Через год финансовые институты в нашей стране будут более надежными, менее надежными или их надежность не изменится? Информационная прозрачность - раскрытие информации о стоимости услуг, финансовой отчетности, информации о структуре собственности и управления 3.За прошедший год финансовые институты в нашей стране стали более прозрачными, менее прозрачными или ничего не изменилось? 4.Через год финансовые институты в нашей стране будут более прозрачными, менее прозрачными или ничего не изменится? Выгодность – прибыльность вложений, приемлемая стоимость услуг 5.Если говорить в целом, вложение денежных средств в финансовые институты (банки, страховые, инвестиционные компании и т.д.) является в настоящее время выгодным делом?

МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТА ИНДЕКСА Процедура расчета индексов: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100 Совокупный индекс равен среднему частных индексов Индекс текущей ситуации равен среднему из индексов надежности и прозрачности за прошедший год, а также индекса выгодности вложений Индекс ожиданий равен среднему из индексов ожиданий надежности и прозрачности в ближайший год Значения могут изменяться в пределах от 0 до 200 больше 100, когда «оптимистов» больше, чем «пессимистов» индекс равен 100, когда доля «оптимистов» и «пессимистов» одинакова меньше 100, когда «пессимистов» больше, чем «оптимистов»

УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ ФИНАНСОВЫМ ИНСТИТУТАМ СТАБИЛИЗИРОВАЛСЯ? Динамика индекса доверия населения финансовым институтам, пункты

НАДЕЖНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ: ИНДЕКСЫ ТЕКУЩИХ ОЦЕНОК И ОЖИДАНИЙ

ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ВЫБОРА БАНКА – ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВУ. ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2 ГОДА РОССИЯНЕ, ИМЕЮЩИЕ БАНКОВСКИЙ ВКЛАД, ЧАЩЕ СТАЛИ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ВЕЛИЧИНОЙ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ И УЧАСТИЕМ БАНКА В ССВ. 19 «Что в наибольшей степени повлияло на выбор банка, в котором у Вас открыт вклад?» в % от респондентов, имеющих банковский вклад, множественный выбор

20 ДОЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ РАСТЕТ «У вас есть банковские (пластиковые) карты?»

21 «Если Вы пользуетесь банковской (пластиковой) картой, то какой из способов оплаты товаров и услуг Вы чаще всего используете?» БОЛЬШИНСТВО ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТЫ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ИХ ДЛЯ ОПЛАТЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ в % от пользующихся банковской картой

22 СРЕДИ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ КАРТЫ ДЛЯ БЕЗНАЛИЧНОЙ ОПЛАТЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ - ДВЕ СВЯЗАНЫ С УСТАНОВКАМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ «Скажите по каким основным причинам Вы не пользуетесь банковской картой для оплаты товаров и услуг?» % респондентов, не использующих банковские карты для оплаты товаров и услуг

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛЮДЕЙ К НЕВОЗВРАТАМ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ В КРИЗИС ВОЗРОСЛА «Насколько Вы согласны с мнением о том, что возвращать взятый в банке кредит не обязательно, если для этого есть веская причина?» %, N=1600

НЕДОВЕРИЕ БАНКАМ – ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ОПРАВДАНИЯ НЕВОЗВРАТА КРЕДИТОВ «Какие из нижеперечисленных оснований Вам кажутся достаточно вескими для того, чтобы решение не возвращать банковский кредит было в Ваших глазах оправданным?» Ноябрь 2009, %, множественный выбор

ДОВЕРИЕ К СТРАХОВЫМ КОМПАНИЯМ В ОТЛИЧИЕ ОТ БАНКОВ ЗА ВРЕМЯ КРИЗИСА УМЕНЬШИЛОСЬ 25 «Назовите причины, по которым Вы не пользуетесь страховыми услугами?» %, множественный выбор

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Управление деньгами (ведение бюджета доходов и расходов, проверка выписок с банковского счета, умение вести «бездефицитный» семейный бюджет, «управляемый» долг и т.п.) Долгосрочное планирование (создание резервов на черный день, страхование, пенсионные накопления, аккумулирование средств на образование детей, покупку жилья и т.п.) Умение делать выбор между различными альтернативами (информированность о существующих альтернативах и их характеристиках, умение читать договора перед подписанием, и т.п.) Получение помощи, совета (понимание различий между рекламой и информацией, информированность о том, где получить независимую оценку и совет в финансовых вопросах, как и куда обращаться с жалобами) Умение калькулировать (знание простых и сложных процентов, понимание номинальных и реальных, абсолютных и относительных величин и т.п.)

СУБЪЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЗА ВРЕМЯ КРИЗИСА УЛУЧШИЛИСЬ «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам по пятибалльной шкале, как это принято в школе, где 1 соответствует полному отсутствию знаний и навыков управления личными денежными средствами, а 5 – наличию отличных знаний и навыков в этой сфере?»

ДОЛЯ СЕМЕЙ, ВЕДУЩИХ УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, ЗА ВРЕМЯ КРИЗИСА СНИЗИЛАСЬ «Скажите, пожалуйста, Вы сами или кто-то в Вашей семье ведет письменный учет доходов и расходов семьи? Посмотрите на карточку и скажите, какой из способов ближе всего описывает практику, принятую у Вас (в Вашей семье)?»

ДОЛЯ ЛИЦ, НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЮЩИХ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ УСЛОВИЯ РАЗНЫХ КОМПАНИЙ, ЗА ВРЕМЯ КРИЗИСА НЕМНОГО СНИЗИЛАСЬ «Как часто перед приобретением той или иной финансовой услуги Вы сравниваете условия ее предоставления в различных компаниях?»

БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ НЕ УВЕРЕНЫ В СВОИХ СИЛАХ В СЛУЧАЕ КОНФЛИКТА С ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ «В случае возникновения конфликта с финансовой организацией (банком, страховой компанией и т.п.) по поводу оказанных Вам финансовых услуг, насколько уверены Вы в быстром и справедливом разрешении спора?» %

ЛИШЬ ЧЕТВЕРТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПОНИМАЕТ, ЧТО ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ТОЛЬКО НА БАНКОВСКИЕ ВКЛАДЫ «В России в настоящее время работает государственная система страхования накоплений. В соответствии с ними государство возмещает людям их потери в некоторых случаях. По вашему мнению, на что именно распространяются эти государственные гарантии?»

СУБЪЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ ВОЗРОСЛИ ТОЛЬКО В ПЕРИОД НАИБОЛЕЕ ОСТРОЙ ФАЗЫ КРИЗИСА В РЕЗУЛЬТАТЕ МАСШТАБНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ, ОДНАКО ЭТИ ЗНАНИЯ ОКАЗАЛИСЬ ПОВЕРХНОСТНЫМИ «Знаете ли Вы о том, что в России действует государственная система страхования вкладов в российских банках?»

«Представьте, что вам необходимо принять решение о вложении денег, и при изучении существующего предложения на рынке вы обнаружили несколько вариантов. Оцените, пожалуйста, какой из вариантов, с вашей точки зрения, может оказаться «финансовой пирамидой», при крушении которой вы можете потерять свои деньги?»

РОССИЯНЕ ХОТЕЛИ БЫ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ТОМ, КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА КАК ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ, НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ДОГОВОРА И УЗНАТЬ О ТОМ, КАК НАКОПИТЬ НА ПЕНСИЮ (НОЯБРЬ 2009) т всех респондентов) Если индекс интереса к теме ниже нуля, то доля людей, интересующихся данной темой, меньше доли не интересующихся. Список тем включал 21 вариант, в диаграмме представлены 6 наиболее популярных.

СОТРУДНИКОВ…. «Лично Вам кого бы хотелось видеть в качестве «учителя» в программе финансовой грамотности?» %, N=1600