Программа элективного курса для учащихся 9 класса Автор: Калинина Татьяна Васильевна (Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры) 14 часов
Реализовать интерес к данному предмету Повысить интерес к гуманитарному образованию Расширить кругозор учащихся Способствовать формированию навыков работы со справочной литературой Развивать навыки исследовательской работы
Тема К-во ча- сов Виды деятельности учащихся 1Словари и их роль в нашей жизни. 1Лекция. Подготовка докладов, коллоквиумов, дискуссий. 2Словари, отражающие нормы правописания, и произношения. 1Сопоставительный анализ словарей, использование словарей при проверке сочинений, изложений и пр. письменных работ.
Тема К-во ча- сов Виды деятельности учащихся 3Энциклопедические словари. 1Подготовка докладов, деловых игр «Эрудицион», «Своя игра» и т.д. 4Толковые словари.4Сопоставительный анализ словарей. Игра «Эрудит», Корректор». ЛАС.
Тема К-во ча- сов Виды деятельности учащихся 5Словари, отражающие выразительные возможности речи. 2Сопоставительный анализ словарей. Использование словарей при проверке сочинений. 6Владимир Иванович Даль– известный русский лексикограф. 2Составление докладов, проведение практикумов.
Тема К-во ча- сов Виды деятельности учащихся 7Д.Н.Ушаков - составитель толкового словаря. 1Работа со словарем, использование словаря при лингвистическом анализе слова. Игра «Эрудит». Исследовательская работа. 8Словарь юного филолога.2Подготовка и проведение игры «Своя игра». Подготовка докладов. Исследовательская работа. (ЛАС)
Тема 1. Словари и их роль в нашей жизни Что такое лексикография. История русской лексикографии. Развитие русской лексикографии. Типы словарей. Энциклопедические и специальные словари. Школьные словари и их характеристика.
Тема 2. Словари, отражающие нормы правописания и произношения Орфографические и орфоэпические словари: «Орфоэпический словарь русского языка: - Произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р.А.Аванесова». - Баранов М.Т. «Школьный орфографический словарь русского языка». - «Орфографический словарь русского языка/ Институт русского языка РАН» - Букчина Б.З. «Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник». Как пользоваться словарями.
Тема 3. Энциклопедические словари Энциклопедические словари, их особенности, структура словарной статьи. - Лингвистический энциклопедический словарь (гл. ред. В.Н.Ярцева). - Литературный энциклопедический словарь (под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева). - Энциклопедический словарь юного филолога. Использование словарей в исследовательской и проектной деятельности.
Тема 4. Толковые словари Толковые словари, их особенности, структура словарной статьи: - Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Словарь русского языка». - Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.» - Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка» - Солганик Г.Я. «Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения». Словари синонимов, омонимов, паронимов, их строение и особенности построения словарной статьи. Как пользоваться словарями.
Тема 5. Словари, отражающие выразительные возможности речи К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло «Словарь эпитетов русского литературного языка». А.П. Квятковский «Школьный поэтический словарь». В.П. Жуков, А.В. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка». В.П. Жуков «Словарь русских пословиц и поговорок». Как пользоваться словарями.
Тема 6. Владимир Иванович Даль – известный русский лексикограф Краткие сведения о жизни, творческой и научной деятельности В.И. Даля. Характеристика словарей В.И. Даля: - «Пословицы русского народа» ( ), - «Толковый словарь живого великорусского языка» ( ). Современное издание словаря В.И. Даля. Как пользоваться словарями В.И. Даля.
Тема 7. Ушаков – составитель толкового словаря Краткие сведения о научной деятельности Д.Н.Ушакова. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова и его роль в развитии русской лексикографии первой половины XX века. Структура словаря. Особенности работы со словарем.
Тема 8. Словарь юного филолога Методическая организация материала в словаре юного филолога. Структура словаря. Особенности работы со словарем.