9 класс Тема: Свойства щелочных металлов Цель: Формирование правильного представления учащихся об отношении щелочных металлов к растворам различных солей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Проблемный эксперимент при изучении взаимодействия растворов солей с металлами» выступление на научно-практическом семинаре учителей химии «Техника химического.
Advertisements

« Не существует достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской.
« Я слушаю - и забываю Я вижу - и запоминаю Я делаю - и понимаю »
@ Т.Черкашина, Краснокутская ООШ Химия 8 класс Типы химических реакций. Реакции замещения.
Кислоты Самостоятельная работа по теме. Физические свойства Агрегатное состояние Растворимость в воде Цвет Вкус.
Цель урока: Повторить и обобщить общие химические свойства металлов с учетом их положения в ЭХРНМ.
Металлы Большинство химических элементов – это металлы (92 из 114 известных элементов)
Тема урока: « Основания, их классификация и свойства».
Декларация (тест) Химическое явление – это процесс, сопровождаемый изменением веществ. Химические процессы записываются с помощью химических уравнений.
Подготовка к контрольной работе по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Практическая работа Решение экспериментальных задач по теме «Медь и его соединения» Осуществите следующие превращения: CuS CuCI 2 Cu Cu(NO 3 ) 2 CuO CuSO.
Металлы Общие свойства металлов металлы неметаллы вода Оксиды металлов кислоты соли.
Химические свойства металлов. Легко отдавая при химических реакциях свои валентные электроны, типичные металлы являются энергичными восстановителями.
Химические свойства металлов Разработано учителем химии МОБУ « Лицей 5» г. Оренбурга Павловой Е. С.
1. При растворении в воде гидроксид-ионы образует вещество, формула которого: 1) Ba(OH) 2 2) C 2 H 5 OH 3) H 2 SO 4 4) C 2 H 4.
Выполнить задание: С чем из предложенных веществ взаимодействует железо? Ca, O 2, HCl, Cl 2, H 2 SO 4, NaOH.
ОСНОВАНИЯ Классы неорганических соединений Оксиды Кислоты Основания Соли – ЭТО СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ 2-Х ЭЛЕМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ – КИСЛОРОД.
Тема: Важнейшие классы неорганических соединений. Учитель химии: Шохина К.А.
Основные классы неорганических соединений Основания.
Основания. Электронное пособие для учащихся 8-го класса. Ознакомление с классом «Основания»
Транксрипт:

9 класс Тема: Свойства щелочных металлов Цель: Формирование правильного представления учащихся об отношении щелочных металлов к растворам различных солей. Выявить роль воды, находящейся в растворах. Методы: Создание проблемной ситуации путем использования опытов. Проблемный эксперимент при изучении свойств щелочных металлов. Оборудование: CuSO 4 ; CaCl 2 ; MgCl 2 ; AlCl 3 ; FeCl 3 ; Li. Набор демонстрационных пробирок, спички. (проблемный эксперимент)

Содержание урока Основываясь на электрохимическом ряду напряжений, учащиеся знают: каждый предыдущий Me вытесняет последующий из растворов солей. Fe + CuCl 2 = FeCl 2 + Cu Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu 1. Повторение. Как взаимодействуют Me с растворами солей? голубой раствор (CuCl 2 ) Fe Cu зеленый раствор (FeCl 2 )

Содержание урока 2. Проблемная ситуация. Каким образом будет происходить реакция между Li и CuSO 4 ? 2Li + CuSO 4 = Cu + Li 2 SO 4 Ученик у доски: Li H2H2 голубой раствор (CuSO 4 ) голубой осадок (Cu(OH) 2 ) черный осадок (CuO) Выполнение опыта: Li + CuSO4 Собираем и поджигаем газ, а по характеру хлопка учащиеся убеждаются в том, что один из продуктов данной реакции – H 2. В верхней части пробирки образуется интенсивный черный осадок.

Запись на доске: Содержание урока черного Li + CuSO 4 H 2 + цвета осадок Возникло противоречие с известным сложившимся представлением. Учащиеся объясняют опыт: Какое именно вещество выпало в осадок? (Извесно только одно соединение меди с черной окраской) Запись на доске: Li + CuSO 4 H 2 + CuO Дополнительные опыты: Li с растворами CaCl 2 ; MgCl 2 ;AlCl 3 ;FeCl 3. Во всех случаях образование H 2 и выпадает осадок MeOH. Значит, не происходит вытеснение менее активного Me, как думали раньше, а образуются нерастворимые гидроксиды. Li H2H2 прозрачн. раствор (AlCl 3 ) белый осадок

Содержание урока Активно взаимодействуют в водой, образуя щелочь и водород, выделяя теплоту (Q). А мы имеем дело с растворами солей! Li + MgCl 2 ? 1.2Li + 2H 2 O = 2LiOH +H 2 +Q А затем щелочь взаимодействует с раствором соли: 2.2LiOH + MgCl 2 Mg(OH) 2 + 2LiCl 2Li + 2H 2 O + MgCl 2 = Mg(OH) 2 + H 2 + 2LiCl Теперь, когда установили, что при взаимодействии щелочных Me образуется нерастворимое основание, вернемся к первому опыту: 3. Проблемная беседа с целью разрешения проблемной ситуации. Ученики: Cu(OH) 2 – н/о, разлагается за счет Q, выделяющейся при взаимодействии Li + H 2 O Почему Me щелочные? Почему образуется не голубой осадок Cu(OH) 2, а CuO – черный?

Учитель: t 0, при которой разлагается Cu(OH) 2 – 50 0 C, измеряем t 0 в верхней части пробирки (Повторяем опыт) t 0 =70 0 С. Этого достаточно для разложения Cu(OH) 2. Содержание урока 4. Вывод-закрепление. Теперь мы можем дать полное объяснение необычного опыта и составить уравнение всех реакций: 1. 2Li + 2H 2 O = 2LiOH + H 2 + Q 2. 2LiOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Li 2 SO 4 3. Cu(OH) 2 CuO + H 2 O 2Li + CuSO 4 = Li 2 SO 4 + H 2 + CuO Щелочные Me не вытесняют менее активные Me из растворов солей. Важная роль принадлежит реакции взаимодействия щелочного металла с водой. Вывод: Li + CaCl 2 Li + AlCl 3 Li + FeCl 3 Написать реакции: