Ромайкина Любовь Викторовна Учитель истории МОУ «Гатчинская СОШ 2»
Тема: Методика и типология проведения игр и дискуссий на уроках истории
«Древний Восток» Повторительно- обобщающий урок
Цели и задачи Приобщение к творческой деятельности учащихся. Развитие коммуникативных умений. Способность к моделированию ситуаций. Актуализировать известные школьникам знания по истории Древнего Востока, организуя заочное путешествие по странам. Умение самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты по истории страны.
План урока Разминка. Блицтурнир «Библейские сюжеты» Конкурс «Древневосточные государства» Конкурс «Третий лишний» Конкурс «Узнай по описанию» Конкурс «Реши задачу» Конкурс «Найди соответствия» Конкурс «Крылатые выражения» Конкурс «Кому принадлежат эти слова»
Подготовка к уроку В игре участвуют 2-3 команды. Можно провести игру между учащимися параллельных классов. Ответы команд оцениваются жюри, в которое входят учителя и ученики классов. Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе оценок. В конце урока жюри подводит итоги. Команде-победительнице вручается грамота. Оценки за урок выставляются в журнал.
Ход занятия Во вводной части учитель формулирует задачи урока. Он предлагает детям оглянуться на историю Древнего Востока.
Разминка Блицтурнир «Библейские сюжеты» 1) Что означает слово «библия»? 2) Как называется древняя часть Библии? 3) Как называется более поздняя часть Библии? 4) Что означает слово «завет»? 5) Объясните, что такое заповеди? 6) Как назывались каменные доски, на которых были высечены заповеди. 7) За сколько дней был сотворен мир? 8) Кто вывел иудеев из Египта? 9) Какая река протекает в Палестине? 10) Имя героя, разорвавшего пасть льву?
«Древневосточные государства» Задание: показать на карте и объяснить географическое положение следующих стран: –Египет, –Двуречье, –Финикия, –Ассирия, –Индия, –Китай.
«Третий лишний» Задание: найти лишнее слово и объяснить причину выбора. 1) Стекло. Пурпурная краска. Бумага. 2) Шахматы. Пирамида. Сахарный тростник. 3) Тутмос. Соломон. Тутанхамон. 4) Чай. Алфавит. Компас.
«Узнай по описанию» Основал религию, много странствовал по Индии. Славился своей мудростью, богатством и справедливостью. Создал первые письменные законы в своём государстве. Их обучали только трём вещам: скакать на коне, стрелять из лука и всегда говорить правду.
«Реши задачу» Задание: отгадать, о чём идёт речь: 1) «За этим напитком большое будущее» 2) «Друзья-противники» 3) «Шерсть, растущая на кустах»
«Найди соответствия» 1 Вавилон Индия Китай Египет 2 Египет Ассирия Палестина Двуречье Персия 1 Хуанхэ Нил Тигр Инд 2 Вавилон Персеполь Мемфис Ниневия Иерусалим
«Крылатые выражения» Задание: объяснить, что означает и в связи с чем возникли «крылатые» выражения. 1)«Допотопные времена». 2)«Вавилонское столпотворение». 3)«Иерихонская труба».
Кому принадлежат эти слова? «Умри душа моя, вместе с мучителями моими» «Нет, не собака ты, но хуже собаки» «Вот меч, рассеките ребёнка и отдайте каждой их женщин половину»
Получилось: Умение воспроизвести информацию. Умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходства и различия. Умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностей. Умение оперировать историческими датами, умение читать историческую карту. Умение спорить и отстаивать свою точку зрения.
Использованные источники: Короткова М.В. «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» Изд- во «Владос-пресс», 2003 г. Штолина Т.П. «Игры на уроках и во внеклассной работе» Изд-во «Каро», 2006 г. Интернет для поиска иллюстраций