Роль учителя в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Учебная деятельность как целостный процесс - Проживание всех стадий учебного опыта: 1. Ориентировки 2. Пробы 3. Целеполагания 4. Тренировки 5. Получения отклика на работу 6. Самооценки 7. Выстраивания своих дальнейших шагов
Учебная самостоятельность происходит из личностного смысла познавательной деятельности. Важно так организовать обучение, чтобы ребенок решал учебные задачи, смысл которых он осознает как значимый для себя. Важно так организовать обучение, чтобы ребенок решал учебные задачи, смысл которых он осознает как значимый для себя.
Познавательная потребность Потребность – мотив – цель – задачи
Личностный смысл рождается не тогда, когда ученик сталкивается с тем, что его действия не соответствуют какому-то правилу или образцу, а из разрешения проблемных ситуаций.
Педагогические принципы учителя новой школы Установка на пробно-поисковое взаимодействие Установка на пробно-поисковое взаимодействие Предоставление детям возможности выбора содержания и способов учебной работы Предоставление детям возможности выбора содержания и способов учебной работы
Следует остерегаться: Считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; Считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; Мелочных правил и инструкций; Мелочных правил и инструкций; Бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями; Бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями; Мнения, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения проблем. Мнения, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения проблем.
Необходимо уметь: Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; Проявлять уважение к самостоятельным пробам и ошибкам учеников, их суждениям и вопросам; Проявлять уважение к самостоятельным пробам и ошибкам учеников, их суждениям и вопросам; Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся; Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся; Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике. Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике.
В ходе урока: Использовать все виды групповой и индивидуальной самостоятельной работы, диалогические и проектно- исследовательские методы; Использовать все виды групповой и индивидуальной самостоятельной работы, диалогические и проектно- исследовательские методы; Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; Создавать новый опыт деятельности, обсуждая и сравнивая его с прошлым опытом учащихся; Создавать новый опыт деятельности, обсуждая и сравнивая его с прошлым опытом учащихся; Давать возможность ученикам опробовать новые для них способы мышления, восприятия и поведения; Давать возможность ученикам опробовать новые для них способы мышления, восприятия и поведения; Оценивать достижения учеников не только отметкой- баллом, но и содержательной характеристикой. Оценивать достижения учеников не только отметкой- баллом, но и содержательной характеристикой.
Роли учителя Исследователь Исследователь Аналитик Аналитик Проектировщик Проектировщик Организатор Организатор Управленец Управленец Эксперт Эксперт Консультант Консультант Тренер Тренер Помощник Помощник Кто я сейчас?
Успехов в творческом поиске!