ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА ( ЛИТЕРАТУРА И СКУЛЬПТУРА)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИСКУССТВО ( ОБРАЗ) ИСКУССТВО ( ОБРАЗ) ТЕКСТ ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ ЧИТАТЕЛЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (ИСТОЛКОВАНИЕ) ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (ИСТОЛКОВАНИЕ) ГЕРМЕНЕВТИКА ГЕРМЕНЕВТИКА
язык искусства Язык искусства и вербальный язык. Образ в изобразительном, пространственном и словесном искусстве. Общечеловеческий и «локальный» (С.Образцов) язык искусства. Язык искусства и вербальный язык. Образ в изобразительном, пространственном и словесном искусстве. Общечеловеческий и «локальный» (С.Образцов) язык искусства.
Какой из видов искусства вам ближе и почему?
Интерпретация как путь проживания произведения в сознании читателя, искусстве и времени
ВИДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НАУЧНАЯ НАУЧНАЯ КРИТИКО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ КРИТИКО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ «СОБСТВЕННО ЧИТАТЕЛЬСКАЯ» «СОБСТВЕННО ЧИТАТЕЛЬСКАЯ»
литература и скульптура Литература - СЛОВО Литература - СЛОВО Скульптура – объемный пластический образ; пространство, материал, форма Скульптура – объемный пластический образ; пространство, материал, форма Что долговечнее?
П. Соколов. Девушка с кувшином г.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ Темой для скульптуры послужила басня французского автора XVII в. Ж. Лафонтена "Молочница, или Кувшин с молоком". Вот ее сюжет: молодая крестьянка по дороге на базар мечтает о своем будущем богатстве. В ее воображении мечты уже осуществились, она подпрыгивает от радости, забыв, что у нее в руках кувшин с молоком… Кувшин разбился, молоко разлилось, и незадачливая молочница раздумывает о своем несчастье. Темой для скульптуры послужила басня французского автора XVII в. Ж. Лафонтена "Молочница, или Кувшин с молоком". Вот ее сюжет: молодая крестьянка по дороге на базар мечтает о своем будущем богатстве. В ее воображении мечты уже осуществились, она подпрыгивает от радости, забыв, что у нее в руках кувшин с молоком… Кувшин разбился, молоко разлилось, и незадачливая молочница раздумывает о своем несчастье.
А. С. Пушкин ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струею, вечно печальна сидит. 1830
стихотворение А. С. Пушкина торжественность интонации торжественность интонации важность событий важность событий статика - движение статика - движение мгновение – вечность мгновение – вечность высокая лексика, эпичность повествования, повтор, гекзаметр, аллитерация
А. А. Ахматова ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ Н.В.Н. Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины, И ослепительно стройна, Поджав незябнущие ноги, На камне северном она Сидит и смотрит на дороги. Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой. Играли на ее плечах Лучи скудеющего света. И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной… Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной. 1916
стихотворение А. А. Ахматовой разговорная интонация разговорная интонация противочувствие, антитеза, диссонанс противочувствие, антитеза, диссонанс лирическое «я», обращенность к собеседнику лирическое «я», обращенность к собеседнику ирония ирония вызов вызов оксюморон оксюморон незавершенность незавершенность
Вопросы к стихотворениям А. С. Пушкина и А. А. Ахматовой1 1 Какое из стихотворений вам ближе и почему? Какое из стихотворений вам ближе и почему? Как относятся Ахматова и Пушкин к царскосельской статуе и с каким чувством ее описывают? Как относятся Ахматова и Пушкин к царскосельской статуе и с каким чувством ее описывают? Какой вы представляете себе статую по пушкинскому и ахматовскому стихотворению? Какой вы представляете себе статую по пушкинскому и ахматовскому стихотворению? Почему Ахматова вставила статую в раму осени? Какое время года вы чувствуете в стихотворении Пушкина? Почему Ахматова вставила статую в раму осени? Какое время года вы чувствуете в стихотворении Пушкина? Кем произнесено слово «Чудо!» в стихотворении Пушкина? Кем произнесено слово «Чудо!» в стихотворении Пушкина? К кому обращены слова Ахматовой: «И как могла я ей простить / восторг твоей хвалы влюбленной?» К кому обращены слова Ахматовой: «И как могла я ей простить / восторг твоей хвалы влюбленной?» 1 Вопросы к стихотворениям предложены В. Г. Маранцманом. – См. «Методика преподавания литературы» под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. – М., Просвещение:1995. – С Вопросы к стихотворениям предложены В. Г. Маранцманом. – См. «Методика преподавания литературы» под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. – М., Просвещение:1995. – С