Образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный урок. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Advertisements

СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных.
Два типа деятельности: - деятельность учения, или учебная деятельность, - это деятельность ученика; деятельность обучения – это деятельность учителя.
Современный урок. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины.
Современный урок глазами учителей и учеников. Цели 1.Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы 2.Проанализировать результаты.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
LOGO Организация урока в рамках СДП Презентацию подготовила Потапчик Елена Николаевна, учитель начальной школы МБОУ Нижнеингашской СОШ 1.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Транксрипт:

Образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода

Основные задачи современного образования: не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации. Основные задачи современного образования: не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации.

Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Ключевые слова деятельностного подхода: ИСКАТЬ ДУМАТЬ СОТРУДНИЧАТЬ ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО АДАПТИРОВАТЬСЯ

Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний, а именно: - мотивация; - создание ориентировочной основы действия (00Д); - материальное или материализованное действие; - внешняя речь; - внутренняя речь; - автоматизированное умственное действие (П.Я. Гальперин).

метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности Деятельностный метод обучения

Характерная черта технологии деятельностного метода обучения - способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Роль ученика I шагучебнойдеятельности (чему надо научиться) II шагучебной деятельности (приобрести новые способности)

Структура учебной деятельности в ТДМ затруднение Актуализация знаний Пробное действие Реализация знаний П рефлексия И Исследование места затруднения К Критика (исследование причиы затруднения) П Проект выхода из затруднения на основании анализа з тапа актуализации

Цель: мотивирование (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. «надо» «хочу» «могу» Организация этапа (1-2 мин): 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») УУД : регулятивные, коммуникативные ; 2) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») УУД: личностные. 3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Организация этапа (5-7 минут ; 2-4 задания): 1)актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение; УУД : регулятивные; 2)актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания; УУД : познавательные; 3) мотивация к пробному учебному действию ( «надо» - «хочу» – «могу») и его самостоятельное осуществление; 4)фиксация каждым учащимся индивидуального затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании; УУД : познавательные, регулятивные; 5) выход в пространство рефлексии пробного действия.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения. Результат этапа – выявление учащимися места и причины затруднения, т.е. того, какого способа действий им не хватает, «чего они не знают». УУД : познавательные. и Сознательная постановка цели своей учебной деятельности Устранение причины возникшего затруднения Переход к проектированию путей реализации поставленной цели

Цель: построить проект выхода из затруднения. Организация этапа: на данном этапе учащиеся в коммуникативной форме строят проект будущих учебных действий; УУД : регулятивные : согласовывают тему урока; ставят цель (целью является формирование знания нового способа и умения им пользоваться); определяют состав и последовательность учебных действий; УУД : познавательные; регулятивные; устанавливают сроки; выбирают способ (дополнение или уточнение); определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д. УУД : познавательные.

Цель: реализовать построенный проект Организация этапа: 1)построить новое знание (способ действия) в соответствии со своим планом в установленные сроки выбранными способами и средствами; УУД : коммуникативные, познавательные; 2) зафиксировать построенное новое знание в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия; 4) зафиксировать преодоление затруднения; 5) уточнить общий характер нового знания; УУД : познавательные;.

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. Организация этапа: 1) оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий; 2) решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия (сначала фронтально, затем в группах и в парах с проговариванием алгоритма решения вслух); 3)рефлексия того, что и как делается и всё ли понятно; УУД : коммуникативные;.

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях. Организация этапа (индивидуальная форма работы): 1) учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа; 2) выполняют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном; 3) рефлексия хода реализации контрольных процедур; 4) самооценка усвоения нового знания(что уже достигнуто, а что – пока ещё нет); 5) планирование коррекционных мер (при необходимости); 6) создание ситуации успеха (достижения учащихся), мотивирующая к дальнейшей самостоятельной учебной работе; УУД : регулятивные; познавательные.

Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. Организация этапа: 1) Уточняются существенные особенности нового знания; 2)Устанавливается, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание; 3)Выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг; УУД : регулятивные.

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке. Организация этапа: 1)фиксируется изученное учебное содержание; УУД : познавательные; 2) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности; УУД : познавательные; коммуникативные; регулятивные; 3) организуется рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; УУД : познавательные; 4) фиксируются неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; УУД : регулятивные; 5) согласовывается домашнее задание; УУД : регулятивные.

Включает в себя две части: 1) Обязательную часть – посильную для каждого ребёнка, небольшую по объёму (по нормам САНПиНА), на вариативной основе, с творческим компонентом; 2) Необязательную часть – одно задание (лучше по выбору) творческого уровня (то есть метод выполнения которого не изучался).

Фрагмент урока математики 3 класс (Введение новых знаний) по теме: «Умножение двузначного числа на однозначное» 1 этап. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности. Цель: мотивировать (самоопределить учащихся к учебной деятельности. Организация учебного процесса на данном этапе.( форма работы - фронтальная) 1)Как вы думаете, лучше работать: по одному или в группе? (Как правило дети выбирают групповую форму работы) -У нас сегодня будут разные виды работ: будет и работа в группах, потому что «Один ум – хорошо, а … ( Дети: « …. два лучше!») - Это и будет девизом нашего урока. 2) Проверка домашнего задания. (Дети выполняли д/з по учебнику на стр. 74 7, которое звучит так: «Составь все возможные равенства из чисел 80, 5, 480. Пользуясь ими, повтори правила умножения и деления на круглые числа.» Кроме того им были даны карточки с выражениями: а) (4+5)Х7 Б) (6+9)Х5 И предлагалось найти значение выражений, используя распределительное свойство умножения.

2 этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.. Цель: 1. Актуализация известных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение. 2. Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания. 3. Мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению. 4. Фиксация учащимися индивидуальных затруднений и выполнение пробного учебного действия. Организация учебного процесса на этапе 2. Форма работы – фронтальная. 1.Актуализация знания правила умножения круглых чисел. - Какие выражения составили? (Дети устно проговаривают: 80 Х 6 = 480, 6 Х 80 = 480, 480 : 6 = 80, 480 : 80 = 6) - Как найти произведение круглых чисел? ( Можно выполнить умножение не глядя на нули, а потом приписать столько нулей, сколько в обоих множителях вместе.) На доску помещается правило умножения круглых чисел. Это правило пригодится вам на уроке. 2 Актуализация знания распределительного свойства умножения. Проверяется второе задание из д/з : а) (4 + 5) Х 7 =63 б) (6 + 9) Х 5 = 75 (в случае необходимости исправляются ошибки) - Чем выражен первый множитель в каждом выражении?

-Какое свойство умножения применяли? -Как оно звучит? ( Чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на это число и полученные результаты сложить.) -Это свойство умножения нам тоже сегодня пригодится. (на доску помещается эталон характеризующий распределительное свойство умножения ( А + В ) + С = А Х С + В Х С ) 3. представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. ( 63 и 75 ) На доске помещается текст правила: « Любое двузначное число можно представить в виде разрядных слагаемых.» -Это утверждение необходимо помнить нам сегодня на уроке. 4. Создание затруднения в индивидуальной деятельности. -Запишите в тетрадь выражения и через 10 секунд дайте ответ. 6 Х 4 = ? (24) 80 Х 4 = ? (320) 86 Х 4 = ? ( индивидуальное затруднение, проблема) ( возможно, что кто-то из детей даст правильный ответ. Тогда предлагаем всем подумать, как он пришёл к этому результату и проверить, прав ли он.)

3 этап. Постановка проблемы. Цель. 1. Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2. Соотнести свои действия с используемым способом действия и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания и умения, которых недостаёт для решения исходной задачи Организация учебного процесса на этапе 3. Форма работы – фронтальная. - Почему с первыми двумя выражениями вы справились быстро, а с третьим – нет? ( Нам не хватило времени) - Где возникло затруднение? (При умножении двузначного числа на однозначное) -Чем это задание отличается от предыдущих? ( В первых двух случаях мы знали способ действия, а в третьем - нет.)

4 этап. Построения выхода из затруднения ( цель, тема, способ, план). Цель: построить проект выхода из затруднения. Организация учебного процесса на этапе 4 Форма работы – фронтальная. - Какую цель нам надо поставить? (Научиться умножать двузначные числа на однозначные) - Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Умножение двузначного числа на однозначное.) Тема и цель урока появляется на доске.

5 Этап. Реализация построенного проекта Цель: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2. Зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках ( с помощью эталона) 3. Организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; 4. Уточнить общий характер нового знания. Организация учебного процесса на этапе 5 форма работы - групповая - Давайте ещё раз посмотрим, какие правила повторили мы в начале урока. - Используя их попробуем самостоятельно вывести правило умножения двузначного числа на однозначное, применяя имеющиеся у нас знания ( Дети работают в группах. А) Тем группам, в которых сразу наметилась ситуация успеха, учитель даёт возможность вывести правило самостоятельно. Б) Там, где идей нет, приводится подходящий диалог: - Какие правила повторяли в начала урока?( перечислить с опорой на эталон) - Можем применить распределительное свойство умножения? ( Нет. Нет суммы) - Можно применить правило умножения круглых чисел?( Нет. Нет круглых чисел) - Можем представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых? ( Да) - Какое получилось выражение?( ) Х 4 Мы умеем умножать сумму на число? (Да) Далее работа продолжается самостоятельно.

( Представитель группы, которая первая нашла верное решение решает пример на доске, пошагово проговаривая новый способ действия Решение служит подробным образцом, с которым остальные сравнивают свою работу.) Вывод правила умножения двузначного числа на однозначное -Какой вы сделали первый шаг? ( Представили первый множитель в виде разрядных слагаемых.) -Второй шаг? ( Применили распределительное свойство умножения.) -Сформулируйте правило, используя свои ответы. Чтобы умножить двузначное число на однозначное, надо представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых и применить распределительное свойство умножения. Правило помещается на доску. 6 этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: Организовать усвоение нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.( работа в парах)

Может применяться при изучении любого предмета Органично сочетается с различными современными образовательными технологиями Обеспечивает включение детей в деятельность Создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий Преимущества деятельностного метода обучения

Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность. Преимущества деятельностного метода обучения

Позволяет осуществлять: - формирование мышления через обучение деятельности (самоопределение, осознанное построение своей деятельности по достижению цели -самореализация, адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов - рефлексия); - формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; - формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.