Образ России в современном мире Имидж Бренд
Имидж и Бренд: понятийный аппарат Имидж – продвижение общего позитивного представления о стране: –Америка – страна демократии –Россия – русская классическая литература Бренд – продвижение (кампания) некой черты нации или государственной политики –Президент Барак Обама – символ новой Америки –Суверенная демократия в России – это символ новой России
Особенность современной системы международных отношений Информационная эпоха – условие противостояния (конкуренции) визуального ряда, информационного потока>> Происходит борьба за доминирование в международном информационном нарративе и за доверие к источнику новостей ( Russia Today или CNN)
Особенность современной системы международных отношений Информация, созданная правительствами, транслируется в другие страны посредством Интернет: –Радио –ТВ –Социальные сети >>
Особенность современной системы международных отношений «В глобальной политике происходит борьба за доверие. Традиционные механизмы влияния как военная сила или экономика уже не могут продвигать интересы государств на международной арене. Сегодня побеждает тот, чья story распространяется быстрее по каналам СМИ, и которой доверяет население»: Аль Джазира (арабский канал) и Аль Хурра (американский канал) в странах Ближнего Востока: 55 % слушателей против 15 %
«мягкая сила» как инструмент создания имиджа или бренда страны Nye J. Soft Power: The Means of Success in World Politics., 2004: –«достижение внешнеполитических целей возможно не только посредством военных интервенций или экономического давления, а посредством убеждения (привлечения, притяжения, обозначенного как attraction) зарубежной аудитории к ценностям определенного государства или нации>>
«мягкая сила» и публичная дипломатия Институт публичной дипломатии (public diplomacy) дипломатии стал основным методом реализации данной концепции. Публичная дипломатия – правительственная политика, направленная на продвижение положительного имиджа страны и изменение зарубежного общественного мнения
Российская публичная дипломатия (с гг.) 1)Правительственные институты: 1)МИД 2)Russia Today 3)Voice of Russia 4)Русский мир (фонд) Неправительственные акторы: Российские туристы Академическое сообщество и т.д.
Российская публичная дипломатия: проблема Наличие в международном общественном мнении негативных стереотипов о России: –Стереотип –устойчивое и упрощенное представление о государстве и нации («все американцы – необразованные, все русские пьют водку»)
Россия: основные негативные стереотипы Угроза для Европы Имеет имперские амбиции на постсоветском пространстве Использует энергетическую дипломатию для политического давления Агрессивная страна
Российская публичная дипломатия: методы изменения общественного мнения 1)Информационные: интерактивное ТВ 2)Обучение особых соц. – проф. групп 3)Политические кампании (political advocacy) – лоббирование интересов (Ketchum Inc.) 4)Аналитические (listening) – анализ ОМ через социальные сети 5)Обмены в области культуры 6)Спорт 7)Изменение политической культуры – через формирование лояльных политических лидеров
Информационные программы – самые эффективные в публичной дипломатии Российский подход: 1)Тезис 1)Тезис о негативном восприятии страны >> антитезис-доказательство существования тезиса как мифа 2)Объяснение политики, сравнение с другими странами >> 3)Вывод: Russian politics is determined Пример: Канал Russia Today: Серия документальных фильмов «Cracking myth…
Информационные программы – самые эффективные в публичной дипломатии –Какие бренды страны продвигаются: civil and cooperative country Democracy is developing Economy is booming Abundance of opportunities for its citizen Russia is free from old stereotypes (ксенофобия, например) –Специфика: продвижение положительного имиджа руками западных журналистов
Продвижение имиджа: основные препятствия 1)Реальная политика несовместима с продвигаемым имиджем (преодолимо) 2)Ориентация правительств на Индекс Анхольта (Nations Brands Index)– показатель популярности и положительного имиджа стран Измеряет отношение к стране посредством следующих критериев:
Nations Brands Index: критерии измерения положительного имиджа страны 1)Восприятие товаров страны в другом государстве 2)Отношение к правительству 3)Культурное наследие 4)Оценка качеств населения 5)Туризм – привлекательна страна? 6)Инвестиции и миграция – привлекательна страна для студентов, ученых и т.д.
Nations Brands Index, 2009: ранжирование (50 стран) 1)США 2)Франция 3)Германия 4)Великобритания 5)Япония 6)Италия 7)Канада 8)Швейцария 9)Австралия 10)Испания, Швеция…. 21) Россия