Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области Система профессионального образования Самарской области: вчера, сегодня, завтра или Как мы взрослели вместе с реформами
Ц ентр профессионального образования – учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - создан в ноябре 1997 г. Основная задача деятельности Центра – научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение региональной образовательной политики в сфере профессионального образования
Регионализация начального и среднего профессионального образования – с 1997 г г. 69 учреждений СПО 10 учреждений НПО 37 многоуровневые
Концепция развития системы профессионального образования Самарской области – 1998 г. Стратегическая цель региональной системы профессионального образования – кадровое сопровождение социально-экономического развития Самарской области
1.Создание единого профессионально-образовательного пространства региона. 2.Поэтапное внедрение регионального прогнозного перечня профессий и специальностей профобразования. 3.Оптимизация сети профессиональных образовательных учреждений. 4.Достижение нового качества непрерывного профессионального образования. 5.Реализация стратегии управления профессиональным образованием на основе системных мониторингов качества кадрового потенциала, информационного, педагогического и методического обеспечения. Направления реализации Концепции развитии системы профессионального образования Самарской области
Методика исследования потребностей регионального и локальных рынков труда на среднесрочную перспективу – 2001 г. Механизм взаимодействия регионального рынка труда и системы профессионального образования Основа для формирования ежегодного регионального задания на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования региона за счет средств областного бюджета
Формирование системы государственно- общественного управления профессиональным образованием Создание Регионального совета по кадровой политике при Администрации Самарской области и муниципальные советы – 2004 г. Состав Регсовета - все стейхолдеры профессионального образования Одно из первых решений - принята«Комплексная программа управления кадровым потенциалом Самарской области на годы»
Изучение и внедрение международного опыта – с 1997 г. проект TACIS «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования – ДЕЛФИ-1 и 2» Европейского фонда образования проекты Британского Совета («Профессионально- трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», «Модернизация довузовского профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода через создание Межрегионального консорциума)
Введение процедуры сертификации профессиональных квалификаций выпускников – с 2000 г. Создание Центра сертификации профессиональных квалификаций как структурного подразделения ЦПО 8 сертифицированных экспертов 2001 г. – сертификация по 2 профессиям НПО, 18 выпускников 2012 г. – сертификация по 21 профессии НПО, 636 выпускников С 2001 по 2012 гг сертификата профессиональной компетентности
Региональная система квалификационной аттестации по профессиональным модулям основных и дополнительных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в рамках ФГОС нового поколения – с 2012 г. формирование региональных механизмов регистрации итоговых образовательных результатов по профессиональным модулям и условий официального признания во всех образовательных учреждениях – участниках сетевого взаимодействия системы НПО/СПО Самарской области.
Проект «Реформа системы образования», гг. Международного банка реконструкции и развития переход на нормативное (в расчете на обучающегося) финансирование профессиональных образовательных учреждений; введение отраслевой системы оплаты труда персонала отрасли образования; масштабная переподготовка менеджеров, преподавателей и методистов учреждений НПО/СПО (в том числе в форме зарубежных стажировок); технологическое переоснащение 12 ресурсных центров профессионального образования и организация сетевого взаимодействия учреждений
Концепция регионального компонента довузовского профессионального образования Самарской области г. Приведение в соответствие содержания профессионального образования квалификационным запросам областного рынка труда Введены дополнительные образовательные результаты - ключевые компетенции: информационная компетенция; социально-коммуникативная компетенция; компетенция в решении проблем; способность к эффективному поведению на рынке труда; предпринимательская компетенция
Концепция вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО –2010 г. Формирование дополнительных (сверх регламентированных в обязательной части ФГОС) результатов: знаний и умений в сфере малого предпринимательства, направленных на организацию предпринимательской деятельности по профилю профессиональной деятельности; общей компетенции «Осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру»; отдельных профессиональных компетенций/умений, связанных с уникальными производственными технологиями, предметами, средствами труда, особенностями организации труда на передовых предприятиях региона.
Региональный заказ (задание) на подготовку кадров в Самарской области - с 2001 г. Механизм регулирования количественного динамического баланса спроса и предложения рабочей силы 2004 г. - конкурс среди работодателей для стимулирования их участия в целевой контрактной подготовке специалистов для приоритетных сфер региональной экономики
Структура государственного регионального заказа 2012 г. на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по программам НПО и СПО
Проект «Открытый урок» Цель проекта - коррекция общего информационного поля, направленная на развитие непрерывного диалога между всеми участниками рынка труда и формирование в общественном сознании новых ценностных ориентаций гг. - формирования позитивного отношения к производительному труду и новых установок в общественном сознании (смещение акцента с модных профессий на востребованные) гг. - содействие формированию гибкой системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития региона.
Показатели безработицы как индикаторы сбалансированности кадрового спроса и предложения Динамика доли молодежи до 30 лет в составе зарегистрированных безработных Самарской области (%)
Доля выпускников областной системы профессионального образования в составе безработных за период г. (%)
Динамика доли выпускников учреждений профессионального образования по уровням образования (НПО, СПО, ВПО) в составе зарегистрированных безработных с 2001 по 2011 г. (%)
Балансы кадрового спроса и предложения на рынке труда Самарской области в разрезе уровней профессионального образования (НПО)
Балансы кадрового спроса и предложения на рынке труда Самарской области в разрезе уровней профессионального образования (СПО)
Балансы кадрового спроса и предложения на рынке труда Самарской области в разрезе уровней профессионального образования (ВПО)
Трудоустройство и последующие трудовые карьеры выпускников как показатели эффективности организации системы профессионального образования Доля выпускников (от числа опрошенных), трудоустроившиеся во время учебы, выросла почти в 2,5 раза (с 12,3% в 2006 г. до 29,5 в 2011 г.). Доля не работающих к моменту опроса выпускников сократилось с 34,3 до 14,7%.
Последние 4 года Реализация федеральных инициатив Нацпроект «Образование» - государственная поддержка подготовки кадров для высокотехнологичных производств 2008г.,2009г. – 12 УПО Развитие национальной системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций Организационно-методическое сопровождение введение ФГОС НПО/СПО Разработка норматива расходов материалов, инструментов, принадлежностей и инвентаря государственных образовательных учреждений НПО и СПО Самарской области на одного обучающегося при подготовке по профессиям и специальностям Реализация мероприятий областной целевой программы «Комплексная модернизации начального и среднего профессионального образования на гг.»
Основные уроки преобразований реформирование практико-ориентированного сектора профессионального образования представляет собой масштабные, системные преобразования во всех звеньях управления и на многих уровнях образовательной практики необходимость массовой переподготовки управленческого и педагогического корпуса системы и грамотной информационно- разъясняющей кампании развитие инфраструктуры рыночного типа развитие региональных, территориальных и отраслевых форматов взаимодействия с работодателями
Профессионал – это тот, кто знает очень много об очень малом