Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК «Школа России» Яндушева Т.Ф. МОБУ «Люльпанская средняя общеобразовательная школа»
Первобытный мир – первая эпоха всемирной истории
Начало истории человечества Цель урока: дать учащимся представление о первобытных людях Задачи: Дать представление о первобытных людях, их успехах в продвижении цивилизации. Усвоить понятия первобытный, древний, современный человек. Развивать кругозор учащихся и устную речь, творческое мышление, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.
Ученые считают, что древнейшие люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи находят в Африке и Азии. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.
Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать, ударять, рыть землю.
. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности
Первобытные люди жили сообща, группами и помогали друг другу. Говорить они не умели. Крики, гримассы, жесты заменяли им речь. Они научились изготавливать из камня простые орудия труда.
. Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены хищниками. Поэтому они жили группами- коллективами. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом.
Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. В пещерах укрывались от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо.
Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми занятиями человека.
Разные опасности подстерегали человека. Одной из самых страшных был огонь. Как человек овладел огнём? Этого никто не знает, но на стоянках запылали костры. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких животных, на нём люди готовили еду. Добывать его они не умели, по этому днём и ночью поддерживали костры на стоянках.
Удивительно, что уже тогда существовало первобытное искусство. Первобытные люди наносили рисунки на стены пещер, изображая животных – быков, лошадей, мамонтов.
Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. К концу первобытной истории люди стали делать копья, топоры, плуг, ткацкий станок. Позже человек научился делать орудия из металла, изготавливать глиняную посуду, шить одежду из ткани, изготовлять золотые и серебряные украшения. Люди научились строить прочные дома. Разнообразными стали занятия людей: собирательство, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Стали появляться ремесла. Человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом. Несколько родов живших в одной местности, составляли племя.
Вывод: история первобытного мира – самая длинная эпоха в истории человечества. Сложный и долгий путь развития прошел человек, прежде чем стал таким, как сейчас.