Китайское проклятие… Что б ты жил в эпоху перемен…
Стратегия 90-х От директивной экономики к рыночной
… Масштабная приватизация в экономике региона Разрушение сложившихся экономических связей Зарождение рынков
Образовательные ресурсы … НПО – в региональном и федеральном ведении СПО, ВПО – в федеральном ведении Ведомственная подчиненность региональных учреждений ПО. СПО Два региональных ведомства по управлению образовательными ресурсами – общего и профессионального образования.
Реальные результаты … Растущий дисбаланс спроса и предложения квалифицированной рабочей силы Отсутствие региональной политики по управлению кадровым потенциалом Растущее присутствие выпускников ПО в числе зарегистрированных безработных Региональный бюджет несет потери в связи с невостребованностью выпускников ПО Учреждения образования разделены ведомственными барьерами, обслуживают свои ведомства, а не рынок труда. Рынок труда нерегулируем
Нерегулируемые рынки… Отсутствие механизмов обратной связи Неразвитость инструментария участия работодателя в управлении образовательными ресурсами Организационное устройство образовательных организаций устарело
Превратить систему образования в полноценный ресурс развития региона
Два этапа изменений … Встроить образовательные ресурсы в новые экономические реалии Обеспечить адаптивность системы ПО – постоянную ориентацию на запросы трудовых рынков
Сильная образовательная политика требует достаточных инструментов управленческой деятельности. «Эффективность самих нововведений в любой сфере в меньшей степени сказывается на темпах развития, чем эффективность системы управления ими.» ( из опыта развитых экономик )
«Когда много рулевых, быть кораблю на рифах» Управленческое влияние на параметры деятельности разнородной системы профессионального образования объективно ограничено барьерами ведомственной разобщенности.
«Организации, созданные для работы в одних условиях, неэффективны в других» Организационно-управленческое устройство системы профессионального образования более не соответствует уровню решаемых задач
Новые сервисы и функции Формирование и сопровождение региональной и межрегиональной сетевой организации деятельности образовательных ресурсов Прогнозирование количественных и качественных запросов трудовых рынков Федеральных округов Формирование рынка программ профессионального образования Сертификация квалификаций Академическая мобильность в сети СПО
Продолжение… Мониторинг соответствия стандартов и программ требованиям трудовых рынков Организация их коррекции Прогнозирование технологического развития Адаптация содержания и форм контрольных процедур к решаемым системой задачам Прогнозирование квалификационных дефицитов персонала отрасли Анализ оптимальности организационного и управленческого устройства всех уровней организации образовательных ресурсов Контроль качества образования
Новые функции и сервисы требуют новой инфраструктуры
Адаптивная система образования… Менять организацию и характер деятельности не от программы к программе, а под влиянием внешних вызовов как собственный функционал Адаптивность обеспечивается многофакторной обратной связью Инструментом обратной связи выступает профессиональный посредник
Новые функции старой инфраструктуры От внутриведомственного посредника к межведомственному от посредника между МОиН и сетью образовательных учреждений к профессиональному посредничеству между рынками труда и образовательных услуг
Второй этап реформирования - слышать время система образования чутко и профессионально реагирует на смену рыночной конъюнктуры