Сотрудничество с работодателями с целью приобщения к трудовой деятельности – как основной принцип профессионального образования. Тармо Вааласмаа г.
Комиссии из специалистов по разным областям знаний Определение необходимых навыков и умений Обучение по субсидии Обучение персонала Проекты по развитию Прогнозирование необходимых компетенций для разных отраслей Трудовая практика Задание по приобщению к трудовой деятельности Трудовая деятельность наставников Группы контроля за обучением Результаты проверки практических навыков Оценка результатов экзаменационной проверки Принципы экзаменационной проверки профессиональных навыков Приобщение к трудовой деятельности 2
Задание по приобщению к трудовой деятельности Предпосылки создания задания по приобщению к трудовой деятельности Закон о профессиональном образовании для взрослого населения 631/1998 Реализуемое в рамках системы профессионального образования для взрослого населения задание по приобщению к трудовой деятельности включает в себя возможные услуги для предприятий, общественных организаций, а также для малых субъектов предпринимательства. Задание утверждается министерством образования и культуры и выдаётся устроителю обучения (2-я ступень). Задание может быть бессрочным или выдаваться на определённый срок. Устроитель дополнительного профессионального образования может получить государственную субсидию на реализацию задания по приобщению к трудовой деятельности, которое указывается в разрешении на организацию процесса обучения, а также другую поддержку в пределах средств, выделенных на эти цели в государственном бюджете. 3
Проекты по приобщению к трудовой деятельности Цель программы приобщения к трудовой деятельности – улучшить результаты и качество работы персонала финских предприятий. Эту цель можно достичь путём совершенствования методов работы на рабочих местах с помощью специалистов. Кроме того, приветствуется создание партнёрской сети для передачи опыта и навыков. Программа развития трудовой среды может включать в себя в том числе: – Анализ необходимых навыков и умений – Определение навыков персонала – Программы обучения и развития персонала – Повышение и поддержка квалификации предпринимателей. 4
Комиссии из специалистов по разным областям знаний Определение необходимых навыков и умений Обучение по субсидии Обучение персонала Проекты по развитию Прогнозирование необходимых компетенций для разных отраслей Трудовая практика Задание по приобщению к трудовой деятельности Трудовая деятельность наставников Группы контроля за обучением Результаты проверки практических навыков Оценка результатов экзаменационной проверки Принципы экзаменационной проверки профессиональных навыков Приобщение к трудовой деятельности 5
Экзаменационная проверка Принципы экзаменационной проверки профессиональных навыков указаны в распоряжении Управления образования. В распоряжении определены обязательные части экзамена, требования к профессиональному мастерству, объекты и критерии оценки, а также способы демонстрации профессионального мастерства и возможные области применения навыков. Показательные экзамены (экзамены на разряд) должны быть приближены к требованиям трудовой жизни, которые определяются и согласуются тремя сторонами: работодателем, представителями работников и учебного учреждения. 6
Показательные экзамены (на разряд) Успешное выполнение базовой части экзамена означает, что экзаменуемый владеет основными навыками, необходимыми для работы в данной отрасли. Успешное прохождение профессионального уровня экзамена означает, что экзаменуемый обладает профессиональными навыками для работы в данной отрасли. Успешное прохождение высшего уровня экзамена означает, что экзаменуемый обладает навыками для решения самых сложных профессиональных задач в данной отрасли. 7
Оценка результатов экзаменационной проверки Экзаменационная проверка, в основном, проводится на рабочем месте при выполнении настоящих рабочих задач. Результаты экзаменов на определение разряда оценивает комиссия, состоящая из представителей работодателя, работников и образовательного учреждения. Экзаменационная комиссия, которая выдает сертификаты об обучении, также состоит из представителей всех трёх сторон. В состав экзаменационной комиссии входят работодатель, назначаемый Управлением образования, работники, преподаватели, а также доверительный орган, представляющий интересы рабочих данной профессии. 8
Определение необходимых навыков и умений Обучение по субсидии Обучение персонала Проекты по развитию Комиссии из специалистов по разным областям знаний Трудовая практика Задание по приобщению к трудовой деятельности Трудовая деятельность наставников Группы контроля за обучением Результаты проверки практических навыков Оценка результатов экзаменационной проверки Принципы экзаменационной проверки профессиональных навыков Приобщение к трудовой деятельности Прогнозирование необходимых компетенций для разных отраслей 9
Приобщение к трудовой деятельности на практике Определение необходимых навыков и умений производится совместно с предприятиями, с целью нахождения возможностей развития конкретно для этого предприятия в соответствии с его потребностями. Обучение персонала предприятий – Содержание обучения формируется совместно с представителями предприятия, чтобы в дальнейшем работники соответствовали требованиям предприятия, проводится обучение специальным профессиональным навыкам, экзаменационная проверка навыков, частичная проверка навыков. Обучение по субсидии – Обучение новых сотрудников, обучение персонала, или переквалификация в соответствии с потребностями предприятия. – Обучение оплачивает управление труда и занятости, предприятие оплачивает только часть обучения. 10
Приобщение к трудовой деятельности на практике Обучение студентов непосредственно во время работы и трудовой практики на предприятиях, наставник контролирует успеваемость и руководит процессом обучения. 11
Комиссии из специалистов по разным областям знаний Определение необходимых навыков и умений Обучение по субсидии Обучение персонала Проекты по развитию Прогнозирование необходимых компетенций для разных отраслей Трудовая практика Задание по приобщению к трудовой деятельности Трудовая деятельность наставников Группы контроля за обучением Результаты проверки практических навыков Оценка результатов экзаменационной проверки Принципы экзаменационной проверки профессиональных навыков Приобщение к трудовой деятельности 12
Прогнозирование необходимых компетенций Прогнозирование требований к работникам и необходимого количества работников – мониторинг прогнозов – активное участие, например, в заседаниях торговой палаты, посвященных прогнозированию в разных отраслях. Комиссии из специалистов по разным областям знаний – Комиссии из различных специалистов позволяют представителям различных профессий участвовать в развитии системы профобразования. Группы контроля за обучением – Представители студентов и работодателей, формирующих контролирующие группы, дают обратную связь о содержании и качестве обучения. 13
Прогнозирование необходимых компетенций для трудовой жизни Трудовая деятельность наставников – одно из стратегических важных условий для развития персонала Edupoli – повышение квалификации – понимание меняющихся требований и условий трудовой деятельности 14
Приобщение к трудовой жизни Сотрудничество по приобщению к трудовой деятельности даёт новые возможности, хорошие результаты, а также гарантию долгосрочного взаимодействия 15