Использование метода БОС в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
ОПИСАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОПИСАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Цель методики формирование диафрагмально - релаксационного типа дыхания у детей, как нового дыхательного стереотипа, способствующего коррекции и профилактике сложных речевых нарушений. Основные задачи 1.Выработка координации работы речеобразующего аппарата: органов дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе; 2.Формирование и развитие правильных речевых навыков, нового речевого и поведенческого стереотипов, нормализация функционального состояния организма; 3.Профилактика нарушений голоса и речи; 4.Формирование навыков саморегуляции, включение резервных возможностей организма.
Общая структура коррекционного курса по методу ДАС-БОС 1 этап – диагностический 2 этап – подготовительный (7 – 9 занятий ). 3 этап – работа над основными компонентами речи (8 – 10 занятий ). 4 этап – формирование навыков слитной плавной речи (10 – 12 занятий ). 5 этап – заключительный (5 – 6 занятий ).
Анализ работы Занятия с использованием метода БОС посещают четыре ребёнка: три ребёнка с заиканием; один ребёнок с ринолалией. С каждым проведено по 8-9 сеансов, что составляет 22,5% от всего логотерапевтического курса занятий. Заканчивается второй этап работы.
Место сеанса БОС в структуре занятий. Определяется: речевым диагнозом индивидуальными особенностями ребёнка. При коррекции заикания: I.Релаксационная гимнастика. II.Формирование диафрагмально- релаксационного дыхания по методу БОС. III.Речевые интонационные упражнения. IV.Тренинг навыков взаимодействия с собеседником. V.Итоги занятия. Домашнее задание. При коррекции ринолалии: I.Развитие артикуляционной моторики. II.Развитие фонематических процессов. III.Формирование диафрагмально-рёберного дыхания по методу БОС. IV.Постановка, автоматизация звуков. V.Итоги занятия. Домашнее задание. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Результаты работы.
Критерии эффективности коррекции речи с применением метода БОС. 1. Положительная динамика речевого развития и функционального состояния ребёнка. 2. Умение применять ДРД. 3. Возрастание здоровой речевой активности ребёнка. 4. Умение пользоваться приобретёнными навыками в повседневной жизни.