Селезневская средняя школа
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Платон.
Учитель начальных классов Леонова Галина Евгеньевна
Противоречия между: позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности; позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности; традиционными формами обучения учащихся и необходимым личностно-ориентированным подходом; традиционными формами обучения учащихся и необходимым личностно-ориентированным подходом; преобладающим объяснительно- иллюстративным способом преподавания в школе и необходимостью обеспечения деятельностного характера учения. преобладающим объяснительно- иллюстративным способом преподавания в школе и необходимостью обеспечения деятельностного характера учения.
Тема по самообразованию: «Формирование экологической культуры на основе краеведения через включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность».
Задачи : систематизировать и расширить представлений учащихся о предметах, явлениях природы и общественной жизни; систематизировать и расширить представлений учащихся о предметах, явлениях природы и общественной жизни; развивать кругозора, любознательность, наблюдательность, мышление младших школьников; развивать кругозора, любознательность, наблюдательность, мышление младших школьников; формировать основы экологического воспитания, жизнелюбия. формировать основы экологического воспитания, жизнелюбия.
Ведущая идея опыта в формировании экологической культуры на основе краеведения через включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность
Личная концепция состоит в оптимальном сочетании различных методических приемов и методов обучения, их соответствии задачам каждого этапа формирования экологических знаний; оптимальном сочетании различных методических приемов и методов обучения, их соответствии задачам каждого этапа формирования экологических знаний; реализации интегрированного, междисциплинарного и краеведческого подхода в ознакомлении с окружающим миром; реализации интегрированного, междисциплинарного и краеведческого подхода в ознакомлении с окружающим миром; применении заданий, позволяющих учащимся проявлять избирательность к форме и характеру его выполнения; применении заданий, позволяющих учащимся проявлять избирательность к форме и характеру его выполнения; использовании субъектного опыта учащихся; использовании субъектного опыта учащихся; организации эффективной самостоятельной работы с преобладанием групповой. организации эффективной самостоятельной работы с преобладанием групповой.
Сущность опыта состоит в использовании системы форм, методов, приемов работы по формированию экологической культуры на основе краеведения через включение учащихся в творческую деятельность, что способствует их общему развитию, позволяет обучать на высоком научном уровне, повышает уровень их творческой и самостоятельной деятельности. позволяет обучать на высоком научном уровне, повышает уровень их творческой и самостоятельной деятельности.
ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: уроки окружающего мира; уроки окружающего мира; уроки других изучаемых предметов; уроки других изучаемых предметов; интегрированные уроки. интегрированные уроки. экскурсии; экскурсии; экологическая тропа по укороченному маршруту; экологическая тропа по укороченному маршруту; экологические игры непосредственно в окружающей природной среде; экологические игры непосредственно в окружающей природной среде; экологические праздники; экологические праздники; выпуск газет; выпуск газет; уборка территории; уборка территории; этические беседы; этические беседы; создание цветника. создание цветника.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: - любование природой; - наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного; - утверждение в сознании и отражение в деятельности.
Факультативный курс «Мои экологические открытия» для учащихся начальных классов Разработал учитель начальных классов Селезневской средней школы Леонова Галина Евгеньевна
Виды совместной деятельности учителя и учащихся: р решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения; м моделирование – введение ученика в ситуацию реального опыта; э экспертиза – изучение части материала, исследование. м мониторинг – наблюдение за живыми объектами; р работа с научно-популярной литературой; п практическая работа – использование ЗУН учащихся.
Мотивация формируется через использование п проблемных вопросов; л литературных произведений; з загадок; п проблемных ситуаций; к констатации фактов.
Процесс обучения строится на основе: наблюдений; сравнений; классификации; прогнозирования; обобщений.
Приемы формирования экологических знаний. Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся - «Остров сокровищ». Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся - «Остров сокровищ». Прием одухотворения объектов живой и неживой природы - «Чудесная находка». Прием одухотворения объектов живой и неживой природы - «Чудесная находка». Прием творческого моделирования образовательных проектов - «Экологический прогноз». Прием творческого моделирования образовательных проектов - «Экологический прогноз».
Дидактические материалы: тесты; тесты; перфокарты; перфокарты; карточки. карточки.
«Для всякого начало нужно малое семя. Учить можно и в очень малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самом скромном доспехе». Н. Рерих.