Подготовка к созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Лексика Антонимы – выразительное средство создания контраста.
Лексика Архаизмы – для создания колорита эпохи; -для создания высокого стиля речи; -в качестве средства иронии.
Лексика Диалектизмы - для реалистического изображения быта, т.е. создания "местного колорита"; -для речевой характеристики действующих лиц;
Лексика Метафора - для создания образности (путем скрытого сравнения) и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом
Лексика Профессионализмы - в широком понимании - показатель образованности в определенной сфере, в узком - уместность употребления как уровень культуры
Лексика Синонимы – близкие по значению слова: -функция замещения связана с желанием говорящего или пишущего избежать нежелательных повторов; -функция уточнения связана с желанием говорящего или пишущего более чётко передать мысль; -экспрессивно-стилистическая функция связана с выражением разнообразных оценок, основанном на различной стилевой принадлежности синонимов
Лексика Стилистически окрашенные слова - выражают отношение к слову (разговорные, просторечные, народнопоэтические, высокие, сниженные, шутливо-иронические)
Лексика Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову: - делают речь ярче, экспрессивнее; - выступают в качестве изобразительного средства языка (характеризуют поведение…)
Лексика Эмоционально-окрашенные слова - для выражения отношения к предметам, поступкам и т.д.
Лексика Эпитеты - красочные определения, делают речь яркой и выразительной.
Синтаксис Вводные слова - выражают отношение говорящего к высказываемому; -эмоциональная оценка сообщаемого; -указание на экспрессивный характер высказывания; -указание на последовательность изложения; -указание на способ оформления мыслей; -призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, т.е. как вид коммуникативного контакта и др.
Синтаксис Вопросительные предложения - служат собственно вопросом, вопросом- размышлением; -подчеркивают нужную мысль; -выражают предположение; -являются эмоциональным откликом на ситуацию
Синтаксис Восклицание - выражение сильного чувства, волнения; -выражение отношения автора (восхищение, возмущение, ирония) -выражение эмоциональной прерывистости речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А. Грибоедов)
Синтаксис Деепричастие и деепричастные обороты - для выражения краткости и динамичности
Синтаксис Инверсия - для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков
Синтаксис Неполные предложения - с целью экономии языковых средств
Синтаксис Однородные члены (конструкции) - показ динамики действий; -зарисовка общей картины как единого целого; -создание гаммы красок, звуков и т.д.; -создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью; -создание ритмического рисунка; -создание выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии
Синтаксис Побудительное предложение - для выражения волеизъявления говорящего
Синтаксис Прямая речь - дословная передача чужого высказывания; - средство характеристики говорящего; - средство создания художественного образа
Синтаксис Риторический вопрос - для привлечения внимания читателя, акцентируют внимание на проблеме; - создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем
Синтаксис Цитирование - в целях дословной передачи чужих слов в качестве достоверности
Словарь – это лексическое богатство языка. И русский язык в этом плане необычайно богат. Это подтверждается обилием многозначных слов, омонимов, антонимов, синонимов и т.д. Так, например, в предложении … (пример из задания В1) используется слово …, которое имеет синонимы …. Почему автор использовал именно это слово? Думаю, для того, чтобы более точно передать то, о чём он думает (именно это слово передаёт отношение говорящего к …)
А в предложении … есть (обособленные обстоятельства, определения, однородные члены, вводные слова –примеры из заданий В4, В5). Уберём его из текста, и предложение будет не таким понятным, мы уже не увидим, что происходит с героями (как герои относятся к происходящему). Таким образом, грамматика позволяет более полно передать, как думают люди, помогает сделать их мысли, написанные на бумаге или произнесённые, более понятными, доступными, яркими.
Падеж, число, род, спряжение, лицо – это всё категории грамматики. Именно они позволяют соединить слова в предложения. Чем распространённее предложение, тем понятнее информация и мысли, которые хочет донести говорящий или пишущий до окружающих. Возьмём для эксперимента предложение … и поставим все слова в начальную форму:... Вам понятно, о чём идёт речь? Думаю, нет, ведь это просто набор слов. Как видим, и лексика, и грамматика позволяют нам более точно передать наши мысли, делая их в устной и письменной речи понятными и доступными окружающим.