ТЕМА: Словообразовательные гнезда в русском языке. в русском языке. Авторы: Борисов Сергей, Дурнов Алексей Учитель: Н. Н. Шведова Рахманино, 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
Advertisements

Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
МОУ «СОШ п.Бурный» Творческое название проекта: «Секреты словообразования.» Авторы: Плотникова Н.Г., Буренко Н.В.- учителя русского языка и литературы.
Урок - исследование « Словообразование. Состав слова. Орфография ». ( Повторение )
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Интерактивный плакат «Домики морфем» Котынова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Педагогический лицей» Г.Великие Луки Псковской области.
Учитель начальных классов МОУ СОШ 1 г. Катав –Ивановска Дубровина В.Н. РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС.
Автор : Крайнова И.А. Учитель начальных классов МОУ Толбинская СОШ.
Руководитель: Ершова Анна Михайловна. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУ ССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА.
УМК «Школа России» Русский язык, 4класс Автор: Малахова Т.С. 1.
Морфемный разбор слова Данилова Галина Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ «Кисловская СОШ» д. Кисловка, Томского района Томский Региональный.
Начинаем наш урок. Будь внимателен, дружок, Буквы правильно пиши, Думай, думай, не спеши. Товарищам помогай И «пятёрку» получай!
Скворец Знаете ли вы? *древний обычай русских крестьян развешивать скворечники в деревнях так изменил привычки птиц, что скворцы стали предпочитать скворечники.
Слово делится на части Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
«Корень как часть слова» Русский язык 2 класс Русский язык 2 класс Программа Программа «Начальная школа XXI века» «Начальная школа XXI века» Малова Л.Л.,
корень приставка окончание суффикс.
Урок русского языка в 5 классе по теме: Морфемный разбор Учитель русского языка Барбарян Елена Артёмовна.
Морфемика и словообразование Урок русского языка в 6 классе. Автор: Зайцева М.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Нехаевской СОШ Волгоградской.
Игра « Какое слово рассыпалось ?» О,Р,Е,Н,К,ЬО,Р,Е,Н,К,Ь О,Р,Е,Н,КО,Р,Е,Н,К Р,Н,КР,Н,К О,ЕО,Е К _ _ _ _ Ь КОРЕНЬ.
Транксрипт:

ТЕМА: Словообразовательные гнезда в русском языке. в русском языке. Авторы: Борисов Сергей, Дурнов Алексей Учитель: Н. Н. Шведова Рахманино, 2011

Гипотеза: Если слова являются однокоренными, то они относятся к одному словообразовательному гнезду Если слова являются однокоренными, то они относятся к одному словообразовательному гнезду

Цель: Выяснить, принадлежат ли слова, имеющие один и тот же корень, к словообразовательному гнезду Задачи: 1.Повторить изученное по разделу «Словообразование». 2.Сопоставить слова, имеющие одинаковые корни 3.Изучить литературу по данному вопросу 4.Построить словообразовательное «дерево»

Ход исследования: Повторить, с помощью каких морфем образуются слова в русском языке Повторить, с помощью каких морфем образуются слова в русском языке Вспомнить, в какой морфеме заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов Вспомнить, в какой морфеме заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов Подобрать однокоренные слова к словам: дар, лес, свет. Подобрать однокоренные слова к словам: дар, лес, свет. Построить словообразовательное «дерево» из однокоренных слов, имеющих корень «свет» Построить словообразовательное «дерево» из однокоренных слов, имеющих корень «свет»

Результаты: Выяснили, что слова в русском языке образуются с помощью приставок и суффиксов ( дарить - подарить, дом – домик) Выяснили, что слова в русском языке образуются с помощью приставок и суффиксов ( дарить - подарить, дом – домик).Вспомнили, что лексическое значение однокоренных слов заключено в корне..Вспомнили, что лексическое значение однокоренных слов заключено в корне. Построили цепочку однокоренных слов к словам дар, лес, свет: дар – дарить, подарок, подарочный; лес – лесной, лесник, перелесок; свет – светить, светильник, светлый. Построили цепочку однокоренных слов к словам дар, лес, свет: дар – дарить, подарок, подарочный; лес – лесной, лесник, перелесок; свет – светить, светильник, светлый.

Выяснили общие значения однокоренных слов, используя словари: масло и масляный ( относящийся к маслу), чистый и чистить (делать чистым) Выяснили общие значения однокоренных слов, используя словари: масло и масляный ( относящийся к маслу), чистый и чистить (делать чистым)

Построили словообразовательное гнездо в виде дерева, состоящее из однокоренных слов к слову «свет». Построили словообразовательное гнездо в виде дерева, состоящее из однокоренных слов к слову «свет».

Построили словообразовательные цепочки Построили словообразовательные цепочки Свет-л-(ый) Светл-е-тьСвет Светск-и Свет Свет –ск-(ий)

Вывод Проведя данное исследование, мы убедились в том, что однокоренные слова относятся к одному словообразовательному гнезду. Таким образом, наша гипотеза оказалась верна. Проведя данное исследование, мы убедились в том, что однокоренные слова относятся к одному словообразовательному гнезду. Таким образом, наша гипотеза оказалась верна.

Информационные источники: Сиротина О.Б. Словообразовательный словарь. Саратов: изд. «Слово», 1997г. Сиротина О.Б. Словообразовательный словарь. Саратов: изд. «Слово», 1997г. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. М.,2000 Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. М.,2000 Рахманова Л.И. Трудности русского языка. М., Рахманова Л.И. Трудности русского языка. М., holm/ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов. holm/ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.