ТЕМА: Словообразовательные гнезда в русском языке. в русском языке. Авторы: Борисов Сергей, Дурнов Алексей Учитель: Н. Н. Шведова Рахманино, 2011
Гипотеза: Если слова являются однокоренными, то они относятся к одному словообразовательному гнезду Если слова являются однокоренными, то они относятся к одному словообразовательному гнезду
Цель: Выяснить, принадлежат ли слова, имеющие один и тот же корень, к словообразовательному гнезду Задачи: 1.Повторить изученное по разделу «Словообразование». 2.Сопоставить слова, имеющие одинаковые корни 3.Изучить литературу по данному вопросу 4.Построить словообразовательное «дерево»
Ход исследования: Повторить, с помощью каких морфем образуются слова в русском языке Повторить, с помощью каких морфем образуются слова в русском языке Вспомнить, в какой морфеме заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов Вспомнить, в какой морфеме заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов Подобрать однокоренные слова к словам: дар, лес, свет. Подобрать однокоренные слова к словам: дар, лес, свет. Построить словообразовательное «дерево» из однокоренных слов, имеющих корень «свет» Построить словообразовательное «дерево» из однокоренных слов, имеющих корень «свет»
Результаты: Выяснили, что слова в русском языке образуются с помощью приставок и суффиксов ( дарить - подарить, дом – домик) Выяснили, что слова в русском языке образуются с помощью приставок и суффиксов ( дарить - подарить, дом – домик).Вспомнили, что лексическое значение однокоренных слов заключено в корне..Вспомнили, что лексическое значение однокоренных слов заключено в корне. Построили цепочку однокоренных слов к словам дар, лес, свет: дар – дарить, подарок, подарочный; лес – лесной, лесник, перелесок; свет – светить, светильник, светлый. Построили цепочку однокоренных слов к словам дар, лес, свет: дар – дарить, подарок, подарочный; лес – лесной, лесник, перелесок; свет – светить, светильник, светлый.
Выяснили общие значения однокоренных слов, используя словари: масло и масляный ( относящийся к маслу), чистый и чистить (делать чистым) Выяснили общие значения однокоренных слов, используя словари: масло и масляный ( относящийся к маслу), чистый и чистить (делать чистым)
Построили словообразовательное гнездо в виде дерева, состоящее из однокоренных слов к слову «свет». Построили словообразовательное гнездо в виде дерева, состоящее из однокоренных слов к слову «свет».
Построили словообразовательные цепочки Построили словообразовательные цепочки Свет-л-(ый) Светл-е-тьСвет Светск-и Свет Свет –ск-(ий)
Вывод Проведя данное исследование, мы убедились в том, что однокоренные слова относятся к одному словообразовательному гнезду. Таким образом, наша гипотеза оказалась верна. Проведя данное исследование, мы убедились в том, что однокоренные слова относятся к одному словообразовательному гнезду. Таким образом, наша гипотеза оказалась верна.
Информационные источники: Сиротина О.Б. Словообразовательный словарь. Саратов: изд. «Слово», 1997г. Сиротина О.Б. Словообразовательный словарь. Саратов: изд. «Слово», 1997г. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. М.,2000 Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. М.,2000 Рахманова Л.И. Трудности русского языка. М., Рахманова Л.И. Трудности русского языка. М., holm/ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов. holm/ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.