Русские воины – участники Бородинского сражения в изображении М.Ю.Лермонтова. Подготовка к сочинению.
Структура сочинения.
План ПланВопросыМатериалы Вступление О чем идет речь в стихотворении? Бородинское сражение. Решалась судьба России. Основная часть Как Лермонтов изображает участников сражения? Заключение. Какими были русские солдаты – защитники Родины? Патриотизм, мужество, героизм, самопожертвование.
План основной части. Герой стихотворения – участник Бородинского сражения А)ПортретИзраненный в битвах, седой, 45 – 50 лет, серьезный, мудрый взгляд. Б)РечьМедленная, неспешная (вспоминает), эмоциональная Командир.Как вспоминает о нем старый солдат? Храбрый, справедливый «Слуга царю, отец солдатам». Другие бойцыКакие качества присущи участникам битвы? Патриотизм, мужество, героизм. «И умереть мы обещали», «Рука бойцов колоть устала», «русский бой удалый».
Советы для написания сочинения. Сочинение – это связный текст, способ поделиться мыслями о прочитанном. Напиши черновик. Постарайся следовать плану, который ты составил сам, или предложенному учителем. Несколько раз перечитай, следя за мыслью, за последовательностью изложения, исправь недочеты, затем переписывай.
Редактирование черновика. При первом чтении проследи, раскрыта ли тема, соответствует ли сочинение плану, нет ли лишнего. При втором чтении обрати внимание на построение предложений: нет ли повторов однокоренных слов, не нарушена ли последовательность, есть ли связь между частями сочинения и т.д. При третьем чтении исправь грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
Способы цитирования. Цитата – это введение слов другого человека в сочинение. Цитата может оформляться как предложение с прямой речью: «П»,- а. А: «П». «Ну ж был денек!» - с гордостью вспоминает воин. Или так: Старый солдат рассказывает о своем командире: Полковник наш рожден был хватом, Слуга царю, отец солдатам. Он помнит полковника храбрым, справедливым, жалеет, что он погиб.