БУКВА Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Карпова Наталия Александровна, учитель русского языка МОУ Жердевской ООШ 5 класс
«Всё в твоих руках!» Прочитать выразительно. Далеко без грамоты не уйдешь. Ни попить без грамоты, ни поесть, На воротах номера не прочесть. Слова какой части речи, не считая имени существительного, используются в тексте чаще других?
Повторение Какие морфемы вы знаете? Назовите главную морфему в слове. Что такое корень? Как найти его? Как оцените свои знания?
«Всё в твоих руках!» Исключите из каждой группы словосочетаний одно словосочетание по 2 признакам: Дикая пор..сль, могучее р..стение, уб(е,и)рать в комнате; удачное предл..жение, предл..гаемая должность, уб(е,и)рет в стол; краткое прил..гательное, сжатое изл..жение, зап(е,и)реть в столе.
Задание: Запишите в тетрадь именные словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Проверка: поросль, растение, предложение, предлагаемая, прилагательное, изложение. Вспомните название орфограммы, над которой работали.
Наблюдение Дикая пор..сль, могучее р..стение, уб(е,и)рать в комнате; удачное предл..жение, предл..гаемая должность, уб(е,и)рет в стол; краткое прил..гательное, сжатое изл..жение, зап(е,и)реть в столе.
Тема урока: - ? Цели: познакомиться … научиться находить… Вывод: писать (как?) …
Новый материал Когда пишется в корне гласная е, а когда - и? Ответ найдите в стихотворении.
Потренируемся: спишите столбики слов соб..ру зап..реть сд..ру выт..реть зам..реть соб..рать зап..рать сд..рать выт..рать зам..рать
Проверьте соберу запереть сдеру вытереть замереть собирать запирать сдирать вытирать замирать
Работа с учебником Прочитать правило на стр. 201, записывая корни, в которых гласные е-и чередуются. Проверьте себя: -блест-//-блист-а-, -жёг-//-жиг-а-, -стел-//-стил-а, -чет-//-чит-а-.
Потренируемся Вставить пропущенные буквы. прот..рать, зап..рать, отм..реть, неразб..риха, обт..рание, выж..гание, бл..стательный, отм..рание. К какой части речи относятся записанные слова?
Проверьте себя протирать, запирать, отмереть, неразбериха, обтирание, выжигание, блистательный, отмирание.
Словарная работа Расшифровать слово, используя данный ниже ключ: 1-12; 2 -13; 3 - 1; 4 - 5; 5 -16; 6 - 3; 7 - 1; 8 – а в д к л о я Составьте с ним предложение
Работа с текстом Выпишите слова с изученной орфограммой, обозначьте ее графически. Выпишите предложение: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложненное однородными сказуемыми. Начертите схему, объясните постановку запятой.
Продолжим Найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.
Итоги Познакомиться … Как запомнили правило? Научиться находить… Кто делал ошибки в написании гласных?
Домашнее задание 1.Теория: правило стр. 201 выучить. 2.Упр. 599 и 600.
Поиграем Что это? Весной цвету, летом плод даю, осенью вяну, зимой не умераю. По воде идет, крыльями уперается, водой умывается.