Использование кейс- технологии на уроках литературы Герои – праведники в произведениях Н.С.Лескова
Насколько актуально, по-вашему, высказывание Н.С.Лескова : У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их только не замечают, а если стать присматриваться, они есть? Основной вопрос кейса:
Выдача заданий группам Задания к рассказу Н.С.Лескова «Лев старца Герасима»: 1. Сравните фрагмент из жития преподобного Герасима с историей, рассказанной Н.С. Лесковым. В чем различие? Попробуйте объяснить, почему писатель отступает от жития. 2. Почему рассказ имеет название «Лев старца Герасима», а не «Звери старца Герасима» (ведь был и осленок)? Обоснуйте свое мнение. 3. Что значило слово «страх» для Герасима в разные периоды его жизни?. «Нет, не хочу я твоих прохладных шатров, я хочу жить без страха» старец Герасим из рассказа Н.С. Лескова Задания к рассказу «Однодум»: 1. Почему героя можно назвать праведником? Почему герою легко следовать своим заповедям? 2. Какой дерзновенный поступок совершил Рыжов в церкви? 3. За какие поступки Рыжова назвали в городе чудаком, антиком? 4. Почему в городе Солигаличе жители помнят квартального Рыжова? «Всякому то кажется странно, что самому несвойственно» квартальный Рыжов. Задания к рассказу «Человек на часах»: 1. Почему действие рассказа о русском солдате автор переносит в мирное время? 2. Как бы вы определили конфликт в этом произведении? 3. Найдите момент, когда внутренняя борьба в душе героя в конце концов выражается в поступке. Какие силы борются в душе героя? 4. Почему солдат Постников называет свой поступок «искушением»? «Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было» Глава 18 «Человек на часах».
Результаты работы: Осознание темы праведников как сквозной в русской литературе от древнерусской литературы до произведения В.М.Шукшина и А.И.Солженицына Жизнь известных исторических личностей подходит как аргумент в поддержку высказывания Н.С.Лескова По новому осмыслили жизненный факт судьбу основателя Музея Боевой Славы в Гимназии А.И.Крутиковой Создание письменного высказывания в форме сочинения – отзыва о рассказе Н.С.Лескова Пигмей