1 « Развитие равновесия в старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР » Педагогический проект Евдокимовой В.В., МКДОУ14 «Улыбка» г. Лодейное Поле, 2013г.
Проблема проекта Высокий уровень двигательных нарушений и слабость развития двигательной координации у детей, имеющих ОНР и тяжелые речевые нарушения Нарушение способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическом режиме Низкие показатели статокинетической устойчивости организма, что обусловлено слабо развитым равновесием между процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе, уровнем созревания нервной системы, состоянием сосудов шейного отдела позвоночника Проба Воячека выявила существенные различия показателей у детей обычной подготовительной группы и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Цель проекта Развитие способности к равновесию у детей подготовительной группы для детей с ОНР через систему специальных физических упражнений статического и динамического характера с использованием средств детской спортивной акробатики и широким применением разнообразных подвижных, народных игр в сотрудничестве с семьей Предполагаемый результат Развитие анализаторов- регуляторов равновесия: вестибулярного, зрительного и двигательного Улучшение вестибулярной устойчивости Частичная коррекция двигательных нарушений Преодоление чувства страха при выполнении упражнений на высоте Обогащение двигательного опыта детей, педагогов, родителей Развитие психических процессов/воля, мышление, внимание/ Развитие физических качеств Развитие эмоциональных партнерских взаимоотношений детей и родителей в совместной игровой деятельности Оздоровление всех систем организма
Организационный этап Инструктор по физической культуре Первичный мониторинг по теме проекта Изучение литературы по данному направлению Подбор упражнений, акробатических элементов, подвижных игр на развитие равновесия Составление плана взаимодействия с педагогами по включению упражнений на равновесие в различные виды ДА Подбор информации для бесед с родителями, содержания занятий и развлечений Опрос и анкетирование родителей
Интеграция в работе с педагогами ДОУ Учитель-логопед и воспитатели Подбор материала для бесед с детьми и родителями по теме проекта Обогащение развивающей среды в группе и на участке Ознакомление с упражнениями и способами их выполнения с детьми Включение системы упражнений на равновесие в календарный план работы/ ежедневно/ Музыкальный руководитель Подбор музыкального репертуара для занятий и развлечений с родителями
Сотрудничество с родителями Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, актуальности темы Консультации в родительский уголок по теме проекта Участие в совместных занятиях и развлечениях Сотрудничество в обогащении развивающей среды в детском саду и дома анкетирование
Продуктивный этап 1.«Статика» o Вертикальные стойки на ногах o Равновесие на одной ноге o Выпады o Приседы, седы o Упоры o Висы/фиксация от 2 и более секунд/
Продуктивный этап 2. «Динамика» o Разнообразные виды ходьбы/ обычная, на носках, на пятках, боком, приставным шагом, спиной вперед, в полуприседе, с кружением, поворотом, наклонами, с выполнением различных движений руками, ногами, головой o Ходьба в чередовании с бегом, прыжками, лазаньем, метанием, вращением на кольцах, дисках, турнике
Продуктивный этап 3. «Баланс» o Специальные упражнения на удержание предметов в равновесии на различных частях тела/мешочки с песком, мячи, мягкие игрушки/ o Ходьба в чередовании с бегом, прыжками, лазаньем, метанием, вращением на кольцах, дисках, турнике
Продуктивный этап 4. «Опора» o Поэтапное увеличение высоты опоры/наклонные доски, лестницы o Уменьшение площади опоры/от гимнастической скамейки к узкой доске, канату, обручу, кубам, набивным мячам, ходулям / o Изменение ее свойств и качеств/твердая опора, маты, батуты, подвесные конструкции, канат, веревочная лестница/ o Двигательные задания с высоко поднятой опорой /турник, лестницы/ для преодоления страха высоты, спрыгивание с 1-2 м. в специальную зону со страховкой взрослого o Катание на самокате, крупных машинах, велосипеде, скейте разными способами /сидя, на коленях, лежа на животе, с поворотами и выполнением задания
Упражнения на самокатах и батутах сочетают в себе и тренировку, и удовольствие
Продуктивный этап 5. «Анализаторы» o Комплекс упражнений на тренировку вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов/ сделай с закрытыми глазами, парные упражнения, «тачка», «чехарда», «воротики» o Подвижные игры с резкой сменой направления движения o Введение противодействия
Итоговое событие проекта- развлечение «Большое космическое путешествие» Профессия космонавта ярче других иллюстрирует умения, навыки, волевые и личностные качества, достойные подражания. Развлечение проходило совместно с родителями, команды превратились в космические экипажи «Плутончики» и «Уранчики» и отправились в открытый космос.
Эмоциональная поддержка родителей- основа доверительных партнерских отношений
Удовольствие и радость победы- важный критерий успешности физкультурного занятия!