Народное творчество «Русская народная игрушка» Проектная деятельность на уроках Разработала учитель черчения и изобразительного искусства Поликарпова Любовь Валентиновна
Описание проекта Работая в этом проекте, обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с большими объёмами информации, Умеют увидеть проблему и решить её. Также учащиеся знакомятся с разными природными материалами, учатся с ними работать.
Краткое содержание проекта В проекте на основе проведенных исследований, обзора литературы учащимися 5 класса формируется такое понятие, как народная игрушка её цветовая гамма, форма и любимые народные мотивы. Ребята знакомятся с такими материалами, как глина, ткань, непосредственно в ходе самостоятельной работы с материалом. Учащиеся учатся быть мастерами - чувствовать материал, владеть формой и цветом. В процессе работы над проектом учащиеся понимают, что игрушка- это не безделица, а народная память, приобщение к народным истокам, духовное общение, школа жизни.
Учебные мероприятия : Формирование групп для проведения исследований, Выдвижение гипотез решения проблем Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися ) Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе Обсуждение со школьниками возможных источников информации Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе Самостоятельная работа групп по выполнению заданий Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе Защита полученных результатов и выводов
Основа проекта Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Сейчас обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Исходя из актуальности этого направления в работе с детьми, мною определена тема настоящей работы.
Цели образовательные и воспитательные: Вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс; Воспитание интереса к народному творчеству, культуре и традициям России; Воспитание чувства патриотизма.
Задачи учебно- педагогические: Развитие эстетического вкуса; Приобщение к полезной деятельности; Развитие творческих способностей; Формирование навыков исследовательской деятельности; Овладение техникой изготовления народных игрушек.
Знания, умения, навыки: Овладение определёнными знаниями по истории происхождения народной игрушки, изобразительному искусству, технологии, народному творчеству, литературе. Умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации. Умение самостоятельно работать с историческими источниками, овладение информационными технологиями; Умение самостоятельно принимать решения. Приобретение коммуникативных навыков в ролевом взаимодействии, обмене информацией; Мыслительная деятельность при планировании, работе с информацией; Самоанализ и рефлексия.
Материалы для дифференцированного обучения Одаренный ученик Самостоятельные исследования и другие виды деятельности, помогающие ученикам показать или проявить то, что они изучили. Усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала. Расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания или проекты. Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) Составление дидактических материалов для учеников, планирование дополнительного времени для занятий, корректирование цели обучения и задания, работа в группах. Описание, как учащиеся выражают результаты своего обучения (устные ответы вместо письменных тестов) Ученик, для которого язык преподавания не родной Использование иллюстрированных текстов
Мотивация к познанию, работе: Самомотивация от удовлетворения собственным трудом; Личный интерес учащихся; Самореализация.
Литература Приобщение детей к истокам русской народной культуры Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. - М., 2002 Разина Т.М. Русское народное творчество. М., Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): М., Кондакова Н.И. Филимоновская игрушка // Новая игрушечка Макамчук В.М. Из истории русской игрушки: Литература в школе Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка. Каталог на русском, английском, французском, немецком, испанском языках. - М Романовский С.Т. Похвальное слово лошади // Новая игрушечка Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, С Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т.2. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ, Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М Советская энциклопедия. Т.1 - М., С Я познаю мир.
Интернет-ресурсы m