ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
2 Локальные акты - средства правового обеспечения деятельности образовательного учреждения, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Локальные акты Направления локального нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности: правовое оформление статуса образовательного учреждения (организации) правовое оформление структуры и органов управления правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами) правовое обеспечение материально-технического снабжения правовое обеспечение образовательного процесса и его методического сопровождения правовое обеспечение финансово-экономической деятельности
3 Функция локального акта Функция локального акта - детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данной образовательной организации, иных условий существования коллектива.
4 Локальные акты Локальные акты могут регламентировать самые разные стороны деятельности образовательной организации. Законодательного разграничения форм локальных актов не существует, и многие локальные акты могут издаваться как в одной, так и в другой форме( инструкции, правила). Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников учреждения и (или) обучающихся (их законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение (положение, должностная инструкция работника и т.п.) Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и рассчитаны на однократное применение (приказ о приеме на работу).
5 Локальные акты Локальные акты могут регламентировать самые разные стороны деятельности образовательной организации. Законодательного разграничения форм локальных актов не существует, и многие локальные акты могут издаваться как в одной, так и в другой форме( инструкции, правила).
6 Локальные акты Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом (п. 1, ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ»). Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (п. 2, ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ»). При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) (п. 3, ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ»). Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией (п. 4, ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ»).
7 Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9 статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ»). Основная образовательная программа (далее – ООП)- это локальный нормативный акт. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (часть 5 статья 12 ФЗ «Об образовании в РФ»), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (статья 28 ФЗ «Об образовании в РФ»). ООП разрабатывается образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ст. 12, п. 7 ФЗ «Об образовании в РФ»). ООП реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ст. 13, п. 1 ФЗ «Об образовании в РФ»). Основная образовательная программа общего образования
8 ООП общего образования реализуется образовательной организацией с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение. Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным правовым актом общеобразовательной организации, в котором следует указать: - порядок и периодичность разработки ООП или внесения изменений в действующую основную образовательную программу (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения); - состав участников разработки ООП, их полномочия и ответственность. - порядок обсуждения проекта ООП; - порядок утверждения ООП и ввода в действие. Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативный правовой акт общеобразовательной организации следует включить: - перечень индивидуальных прав обучающихся и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа; - процедуры выявления, фиксирования образовательных запросов обучающегося в разных форматах Основная образовательная программа общего образования
9 Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения; с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении. Основная образовательная программа общего образования
10 Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном. ООП общего образования разрабатывается на нормативный срок освоения ступени. Соответственно, учебный план разрабатывается: - для ступени общего образования на нормативный срок освоения ступени – как части ООП, содержащего пояснительную записку и сетку часов с указанием годового количества часов; - для ступени общего образования на конкретный учебный год. Основная образовательная программа общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов, что позволяет учесть индивидуальные особенности отдельных классов, интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Основная образовательная программа общего образования
11 Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности. Учебный план образовательной организации является локальным нормативным правовым актом и утверждается ежегодно. Разработка и утверждение учебного плана осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами, действующими в сфере образования и зафиксированными Уставом образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а именно: за разработку образовательных программ, включающих учебный план, и их реализацию в полном объеме в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (далее – ФК ГОС). Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план организаций, осуществляющих образовательную деятельность. (ст. 13, п. 10 ФЗ «Об образовании в РФ»). Учебный план является частью организационного раздела соответствующей основной образовательной программы и механизмом ее реализации. Учебный план
12 Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации). Решение о включении образовательной организацией какого-либо курса в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, должно быть обосновано выбором этих участников, закрепленным в протоколе органа государственно-общественного управления. Особенности учебного плана в части, формируемой участниками образовательного процесса, должны быть отражены в пояснительной записке к учебному плану. Учебный план
13 При разработке учебного плана школы в соответствии с ФГОС рекомендуется использовать варианты примерного учебного плана начального и основного общего образования для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке. При разработке учебного плана школы в соответствии с ФК ГОС рекомендуется руководствоваться Приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 года N 1312 (ред. от 01 февраля 2012 года). Учебный план разрабатывается для ступени общего образования на нормативный срок освоения данной ступени и на конкретный учебный год обучения. Учебный план