Оценка компетенций и квалификаций выпускников ОУ НПО/СПО Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Пермяков Олег Евгеньевич,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Унификация оценки компетенций и квалификаций Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Пермяков Олег Евгеньевич, д.п.н.,
Advertisements

Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Заместитель директора по УВР Климина Е.В. «Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ.
Профессиональное образование по Федеральному Закону от 21 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
Разработка оценочных материалов для оценки профессиональных компетенций лиц, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования.
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций Федеральный институт развития образования Центр начального, среднего,
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Разработка типовых заданий для оценки освоения профессионально значимой информации Донской учебно-методический центр профессионального образования.
Белоруссова Екатерина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин Оценка результатов освоения ОПОП: анализ контрольно-измерительных материалов образовательных.
Рекомендации к структуре оценочных средств, используемых для оценки в ОУ НПО и СПО Г.Н.Германова.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Министерство образования и науки Красноярского края Красноярск 2011 Региональная модель аттестации педагогических и руководящих работников государственных.
КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Заместитель руководителя центра профессионального образования к.п.н., К.Е. Зискин.
Зачесова Е.В. Комплекты оценочных средств (ОС) для оценки качества индивидуальных достижений учащихся в системе НПО и СПО.
Транксрипт:

Оценка компетенций и квалификаций выпускников ОУ НПО/СПО Федеральный институт развития образования Центр профессионального образования Пермяков Олег Евгеньевич, д.п.н., в.н.с.

Основная тенденция Модернизация системы профессионального образования на основе эффективного взаимодействия работодателей и образовательных учреждений Цель – признание рынком труда эффективности системы профессионального образования Эффект – социально-экономическое развитие

Директивы НПА в сфере образования ФГОС НПО/СПО Фонды оценочных средств 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Директивы НПА в сфере образования Положение о практике НПО/СПО - Образовательные учреждения…совместно с организацией определяют объекты практики, согласовывают программу и планируемые результаты практики;…организовывают процедуру оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися, в ходе прохождения практики. - Практика завершается оценкой и/или зачетом студентам освоенных общих и профессиональных компетенций. - Результаты прохождения практики обучающимися представляются в образовательные учреждения и учитываются при итоговой аттестации. Положение о практике НПО 19. … По завершению производственной практики обучающиеся выполняют выпускную практическую квалификационную работу по профессии. Положение о практике СПО 21. Если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение рабочей профессии, то по результатам освоения модуля ОПОП СПО, который включает в себя учебную практику, студент получает документ (свидетельство) об уровне квалификации. Присвоение квалификации по рабочей профессии должно проводиться с участием работодателей и при необходимости представителей соответствующих органов государственного надзора и контроля. 21. Если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение рабочей профессии, то по результатам освоения модуля ОПОП СПО, который включает в себя учебную практику, студент получает документ (свидетельство) об уровне квалификации. Присвоение квалификации по рабочей профессии должно проводиться с участием работодателей и при необходимости представителей соответствующих органов государственного надзора и контроля.

Проект ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 78. Квалификационный экзамен профессионального обучения 1. Квалификационный экзамен по завершении профессионального обучения, в том числе в форме самообразования, проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с целью определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих). квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) требований профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих). 2. Квалификационный экзамен, независимо от вида профессионального обучения, включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) требований профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих). К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей (их объединений), профессионального сообщества. 3. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о получении профессии (должности служащего) и присвоенном разряде (классе, категории), форма которого определяется самой организацией или лицом, осуществляющим профессиональное обучение.

Документы РСПП и Минобрнауки России -Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Минобрнауки России и РСПП АФ-318/03 от Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Минобрнауки России и РСПП АФ-317/03 от

Независимая оценка квалификаций сертификационные центры Объединения работодателей Профсообщества, профсоюзы Современные квалификации Профессиональное образование Основные профессиональные программы Дополнительные профессиональные программы Стажировки Самообразование Опыт профессиональной деятельности

Соискатели Система независимой оценки и сертификации квалификаций Регистр Центры оценки и сертификации квалификаций Экспертно- методические центры Организации -партнеры Общественно-государственный совет

Как должна проводиться оценка и сертификация квалификаций обучающихся НПО/СПО по результатам производственной практики?

Подходы к унификации оценки компетенций и квалификаций ИнституциональныйИнституциональный СистемныйСистемный Модульно-компентностныйМодульно-компентностный

Основная профессиональная образовательная программа ОПОП СПО ПМ. 0n. Выполнение работ по одной или нескольким рабочим профессиям ОПОП НПО ПМ. 0n. ……….. Программа профессионального обучения ОПОП СПО ПМ. 0n. ………..

Система оценки О= О= О О – оценка Б Б – база сравнения (эталон - требования к результатам деятельности аттестуемого: ФГОС ПО или ПС); Р Р – результаты деятельности аттестуемого (продукты труда); А А – аналитические средства оценки (методики, шкалы, нормы, регламенты и т.п.); Э Э – эксперты по оцениванию (оценщики).

Требования к результатам деятельности аттестуемого ФГОС ПО ПС = КТ РТ=ЕТКС Требования к результатам производственной практики и к квалификациям (одинаковые дескрипторы)

Требования к результатам деятельности аттестуемого ФГОС ПО ЕТКС КТ РТ ПС

Результаты деятельности аттестуемого При оценке квалификаций – продукты труда При оценке компетенций обучающихся – результаты учебной деятельности Продукты труда Результаты учебной деятельности Производственная практика + аттестация на рабочем месте

Аналитические средства оценки Методики, шкалы, нормы, регламенты, формы документации и иные средства оценивания (самооценки) должны быть одинаковыми как при аттестации по результатам производственной практики и при ГИА, так и при квалификационном экзамене на предприятии

Эксперты по оцениванию Квалифицированные, подготовленные к аттестации специалисты из числа экспертов от : -работодателей; -образовательных организаций; -объединений трудовых или студенческих коллективов; -учредителей или саморегулирующих организаций.

Процесс унификации оценки компетенций и квалификаций От работодателя к изменениям в подготовке по ОПОП НПО/СПО 1.Унификация требований. 2.Создание единой нормативной базы по организации и проведению аттестации. 3.Поиск и подготовка экспертов по оценке. 4.Проведение апробационных экзаменов. 5.Анализ результатов и внесение изменений. 6.Проведение аттестации на постоянной основе.

Механизм унификации требований Создание системы дескрипторов в логике модульно-компетентностного подхода ПК (ОК) ОПОР ПО, З, У ТФТД Показатель оценки Система обучения Система сертификации квалификаций

Требования к экспертам по оценке Признание сертификации квалификаций обеспечивается достоверностью оценки и основывается на доверии к экспертам. Эксперты должны иметь высокий профессиональный статус – быть высококвалифицированными в: -профессиональной деятельности аттестуемых; -экспертных технологиях оценивания; -межличностных коммуникациях.

Процесс оценки 1. Составление задания на аттестацию (план аттестации). 2. Инструктаж экспертов. 3. Приемка места проведения аттестации. 4. Инструктаж аттестуемых. 5. Проведение аттестации. 6. Обработка результатов и подведение итогов.

План аттестации (технологическая карта) Наименование задания Описание условий Описание материалов и инструментов Описание процесса Описание планируемых результатов

Состав аттестационной комиссии Специалист – представитель работодателя (квалифицированный эксперт);Специалист – представитель работодателя (квалифицированный эксперт); Руководитель практики - специалист образовательной организации (квалифицированный эксперт);Руководитель практики - специалист образовательной организации (квалифицированный эксперт); Представитель студенческого коллектива (студсовета);Представитель студенческого коллектива (студсовета); Представитель (профсоюза работодателя) (квалифицированный эксперт);Представитель (профсоюза работодателя) (квалифицированный эксперт); Представители учредителя ОУ или саморегулирующих организаций (по согласованию).Представители учредителя ОУ или саморегулирующих организаций (по согласованию).

Инструктаж экспертов Цель экспертов – актуализация критериев и порядка оценки в деталях на месте проведения аттестации Цель наблюдателей – актуализация порядка проведения и возможных допустимых и недопустимых отклонений при проведении аттестации Результат – протокол проведения инструктажа

Проведение аттестации 1.Распределение экспертов по местам 2.Выполнение аттестуемым работ 3.Ведение экспертами записей 4.Фиксация начала и окончания выполнение аттестуемым работ.

Обработка результатов и подведение итогов Заключение наблюдателей о правильности проведения аттестации (о нарушениях в аттестации)Заключение наблюдателей о правильности проведения аттестации (о нарушениях в аттестации) Выставление экспертами оценокВыставление экспертами оценок Самооценка аттестуемогоСамооценка аттестуемого Совместное обсуждение сходимости оценок экспертов и аттестуемогоСовместное обсуждение сходимости оценок экспертов и аттестуемого Подведение итогов и оформление документа (протокола аттестации)Подведение итогов и оформление документа (протокола аттестации)

Классификация квалификационных экзаменов (аттестация субъектов деятельности) по типу трудовых действий 1 тип (физический труд) – оценка и сертификация квалификаций через проверку «процедурных» знаний и навыков (умственных и двигательных). Состоит из теоретического и практического экзаменов. «Теорию проверяют» либо тестированием, либо по устным или письменным ответам на вопросы. По результатам сдачи теории осуществляется допуск к практическому экзамену. Кандидат считается аттестуемым (получает сертификат) при положительной сдаче двух экзаменов. Критерии сдачи практического экзамена – либо 100% положительный результат, либо незначительные ошибки в допустимых пределах. Используется, в основном, для подтверждения квалификации рабочих, работников и специалистов, работающих с техникой.

Классификация квалификационных экзаменов (аттестация субъектов деятельности) по типу трудовых действий 2А тип (умственный труд) - оценка и подтверждение квалификаций через проверку знаний и умственных навыков (либо вербальных, либо двигательных умений/навыков «оформительского характера). По результатам экзамена осуществляется допуск к выполнению определенного вида работ. Критерии сдачи экзамена – % положительный результат. Используется для аттестации кандидатов на знание иностранного языка или работников и специалистов, работающих с компьютерным оборудованием и т.п. 2Б тип (умственный труд) - оценка и подтверждение квалификаций через проверку знаний на теоретическом и/или практическом испытании + оценка профессиональных достижений. По результатам комплексного экспертного оценивания осуществляется признание квалификаций и, в случае приема на работу, допуск к профессиональной деятельности. Используется для подтверждения знаний и достижений руководителей, менеджеров, преподавателей, ученых и т.п.

Как унифицировать оценку компетенций и квалификаций ? Принципы унификации: 1.Требования к результатам труда должны быть одинаковы (объекты оценки). 2.Поскольку объекты оценки слабо формализуемы основным методом является экспертная оценка. 3.Для оценки должны применяется единые критерии (шкалы). 4.Унификация требований к разработке и использованию контрольных оценочных средств

Разработка оценочных средств 1 этап. 1 этап. Разработка оценочных средств начинается с анализа профессионального стандарта или квалификационных требований с целью определения ключевых трудовых функций и действий, по которым можно проводить оценку и сертификацию квалификаций. Анализу подлежат описания единиц профессионального стандарта по перечню единиц профессионального стандарта, освоение которых необходимо для получения сертификата, раздела 6 профессионального стандарта. По результатам анализа заполняется матрица логических связей требований ПС (квалификационных требований) и объектов контроля, относимых к определенному виду аттестации в соответствии с кодификатором оценочных средств. Дескрипторы объектов контроля формулируются в обобщенном виде.

Единица профессиональн ого стандарта / Вид деятельности Трудовые действия по ПС Объекты контроля и виды аттестации Теоретический экзамен Практический экзамен Подготовка различных поверхностей для выполнения конкретных видов работ: очистки, обеспыливания, грунтования А) Очищает поверхности от остатков строительных смесей, старой краски, остатков обоев и т.п. Б) Производит обеспыливание и обезжиривание поверхностей. В) Грунтует поверхности специальными составами в соответствии с технологией последующей отделки. Знание процесса Организация рабочего места Знание техники безопасности Процесс выполнения Особенности выполнения работ Результат

Разработка оценочных средств 2 этап. 2 этап. Определение соответствия между трудовыми действиями по ПС и основными показателями оценки результата (ОПОР), относимых к аттестации по производственной практике по программе ПМ ОПОП НПО или СПО. Анализируются дескрипторы трудовых действий и ОПОР. Результатом анализа может быть заполнение таблицы: Трудовые функции по ПС Трудовые действия по ПС Основные показатели оценки результата (ОПОР) по программе ПМ ПК (ОК) по ФГОС

Оценка компетенций по результатам практики Деление компетенций по основным показателям оценки результата (ОПОР), согласованные с работодателем. Условие - Дескрипторы ОПОР должны отражать характер трудовых действий (ТД) по профессиональному стандарту (квалификационным характеристикам). Пример ТД из ПС – «Грунтует поверхности специальными составами в соответствии с технологией последующей отделки». Дескриптор ОПОР – «Правильность грунтования и качество грунтовки поверхности специальными составами в соответствии с технологией последующей отделки». Оценка компетенций ведется экспертами отдельно по каждой из ОПОР (да/нет). Для получения интегральной оценки используется медиана экспертных оценок.

Пример определения содержания задания для практического экзамена ОПОР (код и наименование) Типовой дескриптор контрольного задания Объекты контроля Показатели выполнения Критерии оценки ОПОР 1.1. Правильность грунтования и качество грунтовки поверхности специальными составами в соответствии с технологией последующей отделки Выполнить грунтование поверхности стены из гипсокартона для оклейки обоями на флизелиновой основе Организация рабочего места Качество подготовки рабочего места Не более 5 штрафных баллов за порядок 100% готовность к работам Процесс выполнения Соблюдение алгоритма Полное соблюдение Время выполнения Допустимая задержка не более 2 мин. Результат Качество результата Соответствие с тех. требованиями

Пример матрицы оценки компетенций обучающихся на практическом экзамене Профессиональные компетенции (код и наименование) Основные показатели оценки результата Оценка выполнения работ (положительная – 1 / отрицательная – 0) Интегральная оценка (медиана) ОПОРПК ПК 1.1 … ОПОР 1.1.…… 1,0,1,1,111 ОПОР 1.2….. 0,1,0,0,10 …..1,1,1,1,11 …..…………… ……

Спасибо за внимание