Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Комплексная целевая программа развития одарённости детей на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов в среде академической мобильности Приозерск 2012
Проблемы работы с одарёнными детьми на уровне общего образования Отсутствие образовательной среды, соответствующей потребностям одарённых детей Несоответствие кадрового потенциала школы потребностям талантливых школьников Неэффективные методы выявления одарённых детей Ограниченность ресурсных возможностей классно-урочной системы Недостаток материально-технической базы для организации различного вида деятельности
Проблемы работы с одарёнными детьми на уровне муниципальной системы образования не определены ведущие направления деятельности с одарёнными детьми; недостаточно построены связи на уровне «муниципальный район- образовательное учреждение», «образовательное учреждение - образовательное учреждение», обеспечивающие непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в социуме и районе; недостаточно организована межведомственная и внутриотраслевая интеграции в работе с одаренными детьми; отсутствует система в подготовке педагогических и управленческих кадров к организации процесса сопровождения развития одаренного ребенка; слабо ведется работа по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности; не отработана система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренных детей, отсутствует мониторинг продвижения в социуме и районе; не создана информационная база сопровождения одаренных детей в районе.
Основной замысел программы Выявление и развития одарённости детей на основе: создание среды академической мобильности построения индивидуальных образовательных маршрутов в среде академической мобильности Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую, проектную и иную творческую деятельность Использование информационно-коммуникативных технологий, создание виртуальной мобильности Социально – психолого –педагогическое сопровождение детей с признаками одарённости
Базовые понятия Академическая мобильность - перемещение учащихся в другие образовательные учреждения, города, региона, страны или за рубеж с целью участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях Академическая мобильность - средство создания образовательной среды, позволяющей выявлять и развивать интересы школьников
Базовые понятия Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Базовые понятия Индивидуальный образовательный маршрут – это временный порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учётом конкретных условий образовательного процесса Индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа
Базовые понятия Учебно - исследовательская и проектная деятельность – адекватная форма выявления и развития одарённости детей Первый аспект – обнаружение инициативы учащегося к развитию деятельности Второй аспект – моделирование ИОТ
Методологические подходы Системный Деятельностный Личностный Культурологический
Принципы Принцип индивидуализации Принцип свободы выбора Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей Принцип учёта возрастных возможностей Принцип открытости Принцип интеграции
Цель Расширение и интеграция единого образовательного пространства для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одарённых детей на основе различных форм академической мобильности, проектной, учебно- исследовательской и иной творческой деятельности, использовании ИК -технологий и социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся
Задачи обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми; развитие широкого социального партнерства для создания среды академической мобильности, организация академической мобильности одарённых школьников интеграция образовательных учреждений разных типов в рамках муниципальной системы образования, создание педагогических комплексов, в том числе и с академической наукой Разработка механизмов взаимодействия между различными социальными институтами ( семья, школа, вуз, учреждение дополнительного образования, психологические службы, образовательные центры, бизне- структуры и др.) разработать систему требований к индивидуальным маршрутам для одарённых детей разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в школе. создание системы непрерывного социально- психолого -педагогического сопровождения одаренных детей в рамках школьной системы образования подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрение нового опыта в практику работы образовательных учреждений и систему повышения квалификации педагогов
Ожидаемые результаты Создание организационно-педагогических условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей в условиях академической мобильности Выработка механизмов взаимодействия различных образовательных и социальных институтов по развитию одарённости учащихся Удовлетворение образовательных запросов учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов в среде академической мобильности Создание модели выявления и развития одарённых учащихся в исследовательской и проектной деятельности в условиях академической мобильности Формирование системы социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях академической мобильности
1.Разработка механизмов и ресурсов взаимодействия различных образовательных и социальных институтов по организации академической мобильности определение спектра возможных структур, организаций, частных лиц, которые могут быть вовлечены в совместную деятельность по становлению системы работы с одарёнными детьми формирование творческой группы учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов служб, способных продуктивно работать с одарёнными детьми; Разработка механизмов взаимодействия всех структур, объединений для сотрудничества и создание координационного совета.
Функции социальных партнёров Определение механизмов и ресурсов взаимодействия различных образовательных и социальных институтов Подготовка педагогических кадров и формирование команды специалистов по работе с одарёнными детьми Формирование способов и форм работы с одарёнными школьниками, способствующих обучению в среде академической мобильности Организация информационного обеспечения работы с одарёнными детьми в среде академической мобильности Формирование системы мониторинга, отражающей состояние работы с одарёнными детьми
2.Построение индивидуального образовательного маршрута в среде академической мобильности на основе выбора учебных модулей и форм Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы образования, для работы с одаренными детьми Развитие интеграции различных сфер образования для предоставления одаренным детям возможности выбора видов деятельности для апробирования и развития своих интересов и возможностей Реализация «сквозных» программ по работе с одаренными детьми Разработка образовательных программ для одарённых детей для совместной реализации взаимодействующих структур Определение формы работы с одарёнными учащимися с учётом места, времени, возраста учащихся, способа мобильности Разработка новых внешкольных соревновательных мероприятий Расширение связей общеобразовательных школ с вузами, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики Удовлетворение образовательных запросов учащихся через обучение по индивидуальным учебным планам Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей; использование при разработке маршрутов возможностей учреждений разных типов, интеграции разных сфер образования Организация системы мониторинга успешности учащихся в продвижении по индивидуальному учебному плану Организация участия обучающихся в образовательных и творческих Интернет- проектах, сетевых мастер-класс
Формы академической мобильности По цели: Повышение мотивации Фиксация результатов обучения Интеллектуальное обогащение и узкая профориентация школьников. По месту : Внутригородская Муниципальная Междугородняя Межрегиональная Международная Дистанционная По времени: На период каникул На период четверти или полугодия На период проведения какого-либо мероприятия По признак субъекта и субъектных отношений: Обмен разнопрофильными, гендерными, разновозрастными группами
Технология построения индивидуального образовательного маршрута Выбор образовательных программ, входящих в инвариантную часть учебного плана школы Выбор программ дополнительного образования на уровне школы, района Выбор образовательных программ дистанционного обучения Выбор образовательных практик в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования района, региона, лабораториях Вузов, НИИ, образовательных центрах, музеях Образовательные экскурсии Образовательные видиоконференции Организация летних предметных образовательных практик Организация предметных сессий; Составление индивидуального плана и графика выездных мероприятий в другие образовательные учреждения
3.Конструирование модели выявления и развития одарённости учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности и иных видах творческой деятельности в условиях академической мобильности Создание условий для самореализации одарённых детей через организацию работы школьного научного общества Согласование урочной и внеурочной деятельности на основе исследовательского подхода к обучению Разработка индивидуальных программ проектной и исследовательской деятельности учащихся Разработка системы мониторинга качества проектной и исследовательской деятельности учащихся Привлечение руководителей проектов и исследований из других образовательных учреждений и ВУЗов Разработка модели научно-практической конференции как формы презентации творческих достижений обучающихся Создание единого образовательного пространства конкурсов, марафонов, олимпиад, интеллектуальных игр, выставок
4.Социально-психолого – педагогическое сопровождение одарённых детей в условиях академической мобильности Разработка способа диагностики одарённых детей ; Создание института тьюторства по работе с одарёнными детьми Отслеживание развития одарённого ребёнка в процессе мобильного обучения; Рефлексия деятельности педагогических кадров в системе подготовки одарённых детей. Мониторинг деятельности структур, занимающихся с одарёнными детьми, с целью выявления необходимостей и возможностей организации академической мобильности; Подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей. Создание банка данных по одаренным детям (формируем группы по видам одаренности). Разработка и реализация программы по сопровождению одаренных детей на каждой возрастной ступени обучения. Повышение психологической компетенции родителей, через просветительскую деятельность (проведение консультаций, обучающихся семинаров по знакомству с видами одаренности). Психологическое консультирование родителей по вопросам прогнозирования развития одаренности детей. Выработка согласованных (между родителями, педагогами, психологами) подходов к развитию деткой одаренности, исходя их интересов ребенка и необходимости эмоционального проживания детства
5. Методическая работа с педагогами, специалистами, направленная на повышение квалификации работников школы по проблеме развития одарённости детей Определение требований к уровню компетентности педагогов, работающих с одарёнными детьми определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми создание системы внешнего и внутреннего повышения квалификации по вопросам развития одарённости оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми повышение теоретического, научно-методического, практического уровня педагогов в работе с одаренными детьми и организации деятельности учащихся повышение квалификации и переподготовка учительского состава по предмету, методике преподавания предмета в рамках преподавательской мобильности
Этапы реализации программы Первый этап - аналитико – проектировочный ( ) Формирование необходимых предпосылок, условий, механизмов создания среды академической мобильности для построения индивидуальных образовательных маршрутов одарённых детей Второй этап – организационно-практический: ( 2013/2014 – 2015/2016) Становление сферы содержательного и творческого взаимодействия учащихся и педагогов в условиях академической мобильности, построение индивидуальных образовательных маршрутов одарённых детей Третий этап - рефлексивно-обобщающий ( 2016 – 2017) Конструирование и реализация компенсаторных механизмов в структуре и содержании инновационных процессов, определённых Программной ; обобщения результатов инновационных преобразований в соответствии с концепцией Программы, проблемно-ориентированный анализ деятельности школы, выявление источников и прогнозирование перспектив развития ресурсного центра
Оценка эффективности реализации программы Критерии оценкиПоказатели оценки 1.Сформированность диагностики достижений одарённых детей Наличие банка данных одарённых учащихся 2. Согласованность нормативно-правовой базы по работе с одарёнными детьми региональным и федеральным документам Наличие нормативных документов по работе с одаренными обучающимися, согласованных с нормативными требованиями федерального и регионального уровней управления образованием. 3.Результативность взаимодействия и социального партнёрства ресурсного центра с различными образовательными и социальными институтами по организации академической мобильности Согласованная работа организационной структуры в лице МБОУ « Средняя общеобразовательная школа 1» образовательных учреждений на уровне муниципального образования, региона, страны и социальных партнеров
Оценка эффективности реализации программы Критерии оценкиПоказатели оценки Эффективность результатов подготовки одаренных обучающихся в соответствии с вложенными ресурсами 1.Доля детей реализующих индивидуальные образовательные маршруты в условиях академической мобильности 2.Рост числа детей, реализующих индивидуальные дополнительные образовательные программы по развитию различной одарённости в условиях академической мобильности (на базе других образовательных учреждений разных типов и видов). 3.Рост числа обучающихся муниципальной образовательной системы, участвующих в конкурсных мероприятиях различного уровня Сформированность сетевого педагогического сообщества в решении задач сопровождения одаренных детей и их педагогов в условиях академической мобильности 1.Наличие сайтов, блогов педагогов, работающих с одаренными детьми, веб – страниц образовательных учреждений по проблематике работы с одаренными детьми. 2.Наличие системы информационного обеспечения работы с одаренными детьми в муниципальной образовательной системе.