Меню «Истинный владыка тот, кто владеет собой, над кем не властвуют страсти и кто всё покрывает любовью»
Меню Цели урока: 1.Рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов, привлечь внимание к спорным проблемам его царствования. 2.Выяснить, как представлен образ Ивана IV в литературе, живописи, кинематографе, музыке. 3.Способствовать развитию широкого спектра аналитических умений, в том числе критического сопоставления источников. 4.Сформировать личностное отношение учеников к эпохе, неприятие насилия.
Меню План урока 1.Вступление. 2.Иван Грозный в отечественной историографии. 3.Иван Грозный в литературе. 4.Иван Грозный в живописи. 5.Иван Грозный в кинематографе и музыке. 6.Заключение.
Меню
Иван Грозный в отечественной историографии
Меню
Весьма своеобразно оценивает Грозного Н.И.Костомаров. Он доказывает несостоятельность Ивана IV как политического деятеля: «Личность эта принадлежит к разряду тех нервных натур, которых можно встретить везде. Главное их свойство быстрая смена впечатлений... Воображение у них сильнее рассудка. Эти люди бывают восприимчивы к злу и порокам, потому что для добра на практике всегда окажется необходимо терпение, которого у них не хватает. Горе, если такие личности получают неограниченную власть: возможность осуществлять образы, творимые воображением, доводит их до безумия». В чем, на ваш взгляд, состоит своеобразие этой оценки? С каких позиций подходит Костомаров к личности Ивана IV? Какие слова в этой характеристике царя вы бы подчеркнули?
Меню Иван Грозный в отечественной историографии 1.Есть ли общее между этими подходами? 2.Была ли альтернатива опричнине? 3.Ивана IV сравнивали с солнцем: кто подходил близко – обжигался, кто был далеко – замерзал. Объясните эти слова. 4.Как отвечали современники Ивана на вопрос: свободен ли человек и есть ли правда в государстве.
Меню Инсценировка главы из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный» Действующие лица: Иван Грозный, Малюта Скуратов, мамка Онуфриевна, атаманы Перстень и Коршун, рассказчик. Иван Грозный в литературе
Меню
И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван» 16 ноября 1581 г.
Меню А.М. Васнецов «Иван Грозный»
Меню М.М. Антокольский «Иван Грозный»
Меню
Заключение «Иван – это зеркало, отражающее влияния самого противоречивого свойства» (И. Рогожин)
Меню Домашнее задание Придумать и нарисовать символ эпохи Ивана IV
Меню