Сложносочиненное предложение. (9 класс) Цель урока: отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом и; определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него).
Схематический диктант
Север дышит ветром ночи и полынь колышет. = и =
Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком. двус., и двус.
Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем. двус., и безл.
Весна, и уже тепло наз., и безл.
Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. = и =
Уже смеркалось, и в комнате стало темно. безл., и безл.
Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. опр.-личн., и двус.
Осень, и листья опадают с деревьев. наз., и двус.
Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река. неопр.-личн., и двус.
Закрепление материала Записать предложения трижды: 1) Чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенными союзом «и»; 2) Чтобы получилось сложносочиненное предложение с союзом «и»; 3) Чтобы в сложном предложении отразилась быстрая смена событий. Раздался шорох... Вхожу в комнату...