Урок русского языка в 5 классе Подготовила: учитель русского языка и литературы Борисова А.Н.
Гимнастика для язычка Лягушка Лопаточка Качели Часики Вкусное варенье Лошадка
Антонимы Что это такое ?
Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Если антонимы обозначают какое-то качество, то они должны обладать этим качеством в равной мере.Если антонимы обозначают какое-то качество, то они должны обладать этим качеством в равной мере.
Подумайте, почему жара и холод – антонимы, а жара и прохлада нет. Подумайте, почему жара и холод – антонимы, а жара и прохлада нет. Потому, что жара и холод обозначают качество, которым они обладают в равной степени, а жара и прохлада выражают разные качества Потому, что жара и холод обозначают качество, которым они обладают в равной степени, а жара и прохлада выражают разные качества
Являются ли антонимами слова высокий и веселый ? Нет, потому что сравнивать можно только по одному признаку, а здесь их два. Нет, потому что сравнивать можно только по одному признаку, а здесь их два. И антоним к слову низкий – слово высокий. И антоним к слову низкий – слово высокий.
Добро – зло Добро – это все хорошее, зло – все плохое. Добро: Добро: Помочь больному, слабому; Помочь больному, слабому; … зло: зло: Отказать в помощи больному, слабому; Отказать в помощи больному, слабому; …
Прочитайте стихотворение и найдите в нем слова с противоположным значением У прохожих на виду У прохожих на виду Висело яблоко в саду Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, Что низко. А Мышонок – высоко. Воробей сказал, Что близко, А улитка – далеко. А улитка – далеко. А улитка – далеко. А Теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А цыпленок – тем, Что очень Велико и тяжело. А котенку все равно: Кислое – зачем оно? - Что вы? Шепчет Червячок, Сладкий у него бочок.
Беседа по вопросам Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок? Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок? Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок? Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок? Почему каждый из них сказал о яблоке по своему? Почему каждый из них сказал о яблоке по своему? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?
Замок На двери весит замок. Кто его открыть бы смог. Постучали, Покрутили, Потянули И открыли.
Прочитайте внимательно текст. Назовите слова антонимы. Для чего нужны они автору Странный в сентябре лес, в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и радостно. Странный в сентябре лес, в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и радостно. Запишите слова – антонимы в свои тетради
По образцу впишите в таблицу. СмехПлач Выход Тьма Правда Приход Зима День Радость Слова для справок: ночь, ложь, вход, лето, свет, горе
По образцу впишите в таблицу Началоконец Выезд Зло Чистота Мир Подъем Тепло Осень Слова для справок: холод, весна, грязь, спуск, въезд, добро, война
Вставьте в предложения прилагательные – антонимы. Шершавая доска в искусных руках столяра стала… Шершавая доска в искусных руках столяра стала… Мы ехали на юг в мягком вагоне, а возвращались домой в … Мы ехали на юг в мягком вагоне, а возвращались домой в … Наш двор был раньше грязным, а теперь стал… Наш двор был раньше грязным, а теперь стал… Утром шел слабый снег, а к вечеру разыгрался …буран. Утром шел слабый снег, а к вечеру разыгрался …буран. Я смотрел в кино новую грустную картину, а брат по телевизору… … комедию. Я смотрел в кино новую грустную картину, а брат по телевизору… … комедию.
Физминутка «Джек в коробке» Смотри, я «Джек в коробке». На корточках сижу. Темно и очень тесно мне, Но я не выхожу. Но стоит крышку приоткрыть Пружинку завести – Я потихоньку поднимусь, Начну расти, расти… Я появляюсь изнутри, тяну я руки вверх, и прыгаю я – раз, два, три – Быстрее, выше всех!
Запишите парами антонимы. Образец: добрый – злой. Богатый, тихий, злой, крупный, зима, мелкий, чистый, поздний, ночь, плач, сильный, передний, север, правый, горячий, светлый, мягкий, садиться, открыть, храбрый, гладкий, Богатый, тихий, злой, крупный, зима, мелкий, чистый, поздний, ночь, плач, сильный, передний, север, правый, горячий, светлый, мягкий, садиться, открыть, храбрый, гладкий, храбрый, гладкий, храбрый, гладкий,
Запишите предложение Запишите предложение Стекло гладкое, а асфальт шероховатый. Стекло гладкое, а асфальт шероховатый.
Запишите предложение Запишите предложение Лев храбрый, а заяц трусливый. Лев храбрый, а заяц трусливый.
Запишите в свои тетради пословицы, вставив подходящие по смыслу слова антонимы Добро помни, а … забудь. Добро помни, а … забудь. Новых друзей наживай, а … не теряй. Новых друзей наживай, а … не теряй. Объясните смысл пословиц.
О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Какие слова мы называем антонимами? Итог урока
Домашнее задание Параграф: 69 Параграф: 69 Упражнение – 361 Упражнение – 361 Индивидуальные задания: карточки Индивидуальные задания: карточки