Правовые аспекты научной и научно-технической экспертизы в Российской Федерации «Круглый стол» Государственная Дума Федерального Собрания Комитет по науке и наукоемким технологиям Москва – Людмила Михайловна Огородова – зам. председателя комитета, проф., д. мед. наук, чл.-корр. РАМН
Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г «…Обеспечение перехода страны на инновационный путь развития требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, а также организациями гражданского общества...» «…Наиболее значимыми механизмами координации усилий между государством и организациями гражданского общества станут постоянно действующие экспертные организации. Они будут созданы при федеральных органах исполнительной власти и будут способствовать осуществлению разработки и экспертизы государственных программ в сфере научной, технической и инновационной деятельности…» «…Независимая оценка исследований, проводимых научными организациями государственных академий наук, будет обеспечиваться с привлечением зарубежных экспертов и ученых из вузовского и отраслевого секторов науки. Также государственные академии наук совместно с Министерством образования и науки РФ обеспечат постоянный мониторинг продуктивности научных коллективов, и будут в постоянном режиме отслеживать индикаторы результативности исследований.»
Нормативно-правовые основы проведения государственной научно-технической экспертизы 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от г., Статья 14 «Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности». Приказ Министерства науки и технической политики Российской Федерации «О создании Федерального реестра экспертов научно- технической сферы» от г. 42. Постановление Правительства Российской Федерации «О Российской академии наук». Указ Президента Российской Федерации «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» от 12 мая 2009 г. 536.
Существующая экспертная система в сфере научной и научно-технической деятельности Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (РИНКЦЭ) – головная организация по госэкспертизе в сфере науки и научно-исследовательских работ. Постановление Совета Министров РСФСР «О введении государственной экспертизы в сфере науки» от г. Собственные системы экспертизы – РАН, РАМН, РФФИ, РГНФ, РФТР, РОСНАНО, РВК, ФСРМФП. Конкурсный центр фундаментального естествознания при Санкт- Петербургском университете. Центры регионального научно-технического сотрудничества.
Основополагающие принципы организации научно- технической экспертизы Научная и научно-техническая экспертиза может иметь статус государственной, общественной и специальной экспертизы; Проводится на основе единства нормативной и правовой базы; Осуществляется с привлечением к экспертной деятельности широкого круга компетентных экспертов; Обеспечивает независимость и правовую защищенность участников экспертизы; сочетание конфиденциальности экспертов с открытостью результатов экспертизы; Использует научный подход, полноту, всесторонность и объективность исследований объектов экспертизы, обоснованные результаты экспертизы; Осуществляется с ориентацией на мировой уровень научно- технического развития, обязательность выполнения требований международных и национальных стандартов
Предмет регулирования в сфере научной и научно- технической экспертизы Совершенствование нормативно-методической базы экспертизы. Оказание всесторонней поддержки формированию экспертно- аналитического сообщества РФ и развитие саморегулирования. Определение форм и правил ресурсного (финансового, материального, информационного) обеспечения экспертизы. Осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством. ???Модельный закон «О научной и научно-технической экспертизе» от «О государственной экспертизе» от
Пробелы в регулировании сферы научной и научно- технической экспертизы Несовершенна система экспертизы результатов научно-технической деятельности для выявления проектов, представляющих интерес для рынка и оценки их коммерческого потенциала. Отсутствует регулирование сферы интеллектуальной собственности – экспертная оценка их стоимости, их пригодность для рыночных отношений, защищенность прав патентовладельцев. Не развито регулирование межгосударственных отношений в сфере научно-технической экспертизы.
Вопросы, требующие решения, и пробелы в регулировании Формирование стандарта «Качественной практики научной экспертизы», включающего: Классификацию типов научной и научно-технической экспертизы; Требования к документам, предъявляемым к экспертизе в зависимости от ее типов; Определение критериев достаточного профессионализма экспертов и критериев доверия экспертным сообществам; Определение критериев независимости экспертов и экспертных организаций;
Вопросы, требующие решения, и пробелы в регулировании (продолжение) Определение конфликта интересов, требований к экспертам о декларировании возможного конфликта интересов; Определение требований к гарантированной анонимности экспертизы; Определение требований к открытости результатов экспертизы; Определение полномочий аудита экспертизы (экспертной организации) со стороны государства или заказчика; Определение ответственности экспертов и экспертной организации.
Правовые аспекты научной и научно-технической экспертизы в Российской Федерации «Круглый стол» Государственная Дума Федерального Собрания Комитет по науке и наукоемким технологиям Москва – Людмила Михайловна Огородова – зам. председателя комитета, проф., д. мед. наук, чл.-корр. РАМН