Выступление руководителя Федеральной службы по аккредитации Шипова Саввы Витальевича
Этапы реформы 2 1 этап : 1 ноября 2011 – 1 июля 2012 года Обеспечение непрерывного выполнения функций по аккредитации, организационное обеспечение создания ФСА, разработка первоочередных подзаконных актов - 5% 2 этап : 1 июля 2012 – 31 декабря 2012 года Введение новых правил работы на подзаконном уровне, создание первоочередных информационных систем по аккредитации, начало работы территориальных органов Росаккредитации - 25% 3 этап : 1 января 2013 – 1 июня 2014 года Принятие и вступление в силу федерального закона « Об аккредитации » и корреспондирующих подзаконных актов, активизация работы по контролю за аккредитованными лицами, обеспечение электронного взаимодействия с заявителями - 75% 4 этап : 1 июня 2014 – 31 декабря 2016 года Начало работы « по международным правилам », проведение процедуры международного признания российской системы аккредитации, формирование рынка « добросовестных » аккредитованных лиц %
3 Недобросовестные органы по сертификации и лаборатории Проблемы аккредитации Не дают работать честно Отсутствие реального контроля Количество аккредитованных больше, чем везде Отсутствие ответственности Непрозрачные механизмы аккредитации Аккредитацию осуществляли экспертные организации Существование пересекающихся систем Непрозрачный механизм формирования стоимости Отсутствие единого реестра аккредитованных лиц Невнятные требования Субъективный подход к аккредитации Использование одного и того же оборудования 100 лабораториями Допуск некомпетентных органов и лабораторий Работа 1 эксперта в 100 органах
4 Совершенствование требований к аккредитованным лицам : кого аккредитуем ? Основные направления реформы Оптимизация процедуры аккредитации : как аккредитуем ? Повышение эффективности контроля за аккредитованными лицами : как следим за порядком ?
5 Совершенствование требований к аккредитованным лицам Обеспечение соответствия международным стандартам Основные направления реформы Интеграция требований 6 международных стандартов Прямая ссылка на международные стандарты в российских актах Экспертная поддержка Евросоюза при анализе документов Реальное подтверждение компетенции Постоянный штат работников Вместо 5 и 6 критериев для ОС и ИЛ стало 65 и 94 Выполняемое руководство по качеству Оборудование на месте, а не на бумаге
6 Оптимизация процедуры аккредитации Прозрачные и понятные административные процедуры Основные направления реформы Единый порядок для 8 систем Пошаговое описание процедуры Прозрачность формирования стоимости Включение в процедуру « работы над ошибками » Компетентность и подотчетность тех, кто осуществляет аккредитацию Аттестация экспертов по аккредитации Образователь ный стандарт экспертов Недобросовес тные эксперты теряют профессию Система дистанционного обучения
7 Повышение эффективности контроля Введение требований к открытости работы ОС и ИЛ Основные направления реформы Требования к отчетам ОС и ИЛ Формирование сообщества открытых органов Ужесточение ответственности за нарушения Составлены протоколы на 50 млн. руб. Введены штрафы до 1 млн. руб. Совместные действия Росаккредитации, МВД России и иных правоохранительных органов Создание рабочей группы Пресечение фальсификации сертификатов Выявление преступных сообществ Создание единой системы «on-line» открытости ОС и ИЛ
8 Открытость Росаккредитации Повышение качества работы Росаккредитации «On-line» доступ к информации о ходе оказания каждой конкретной услуги Возможность получить аккредитацию в электронном виде Создание общественного совета при Росаккрдеитации Внедрение в Росаккредитации системы менеджмента качества
Основные направления работы 9 Принятие законопроекта и всех подзаконных актов Совместная борьба правоохранительных органов с недобросовестными участниками рынка Повышение профессионального уровня экспертов по аккредитации, экспертов по сертификации и работников лабораторий Повышение качества работы Росаккредитации