Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России. 2 Миссия ФАС России
ФАС России получила 3 звезды в рейтинге эффективности правоприменения Всемирного обзора по конкуренции 3 20 лет антимонопольным органам России Рейтинг ФАС России – место, что соответствует оценке «хорошо».
4 Развитие законодательства «Третий антимонопольный пакет» : ФЗ 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Статья 5 ФЗ «О защите конкуренции» Особенности установления доминирующего положения на рынке: Компания признается доминирующей, если ее доля на рынке составляет 50%, а при наличии дополнительных условий – 35 %. «Коллективное доминирование» - 3 хозсубъекта, занимающие суммарно долю больше 50%, либо 5 хозсубъектов, занимающих долю больше 70%. Определены условия, при которых может быть установлено коллективное доминирование. Презюмируется доминирование субъекта естественной монополии. Предусмотрена возможность установления доминирования компании с долей на рынке менее 35% по результатам проведенного анализа состояния конкуренции. 5
Статья 10 ФЗ «О защите конкуренции» Запрещает хозсубъектам злоупотребление доминирующим положением, в том числе путем: установления и поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены; изъятия товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованного отказа либо уклонения от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) и др. 6
использование биржевой цены; использование ретроспективного анализа; использование мировых индикаторов цен. 7 Уточнение критериев монопольно высокой цены: Третий антимонопольный пакет
8 Введение механизма «предупреждения» для нарушений пункта 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, исключающего административную ответственность при исполнении «предупреждения». Третий антимонопольный пакет
Закрепление права Правительства определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним присоединенным. Предоставление антимонопольному органу права направлять предостережения должностным лицам хозсубъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства. 9 Третий антимонопольный пакет
Статья 11 ФЗ «О защите конкуренции» Запрещает соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов: «Соглашения» и «согласованные действия» разделены как самостоятельные виды антиконкурентного поведения на рынке. Согласованные действия – основанный на информационном обмене отказ от конкуренции в ущерб интересам потребителя. Содержит правила допустимости согласованных действий. Устанавливает запрет на координацию экономической деятельности – согласование действий хозсубъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозсубъектов. Введен запрет на «вертикальные» соглашения хозяйствующих субъектов. 10
11 сокращение перечня безусловных запретов (per se) и распространение их только на картели; исключение уголовной ответственности за согласованные действия, а также за «вертикальные» соглашения; уточнение понятия запрещенной координации экономической деятельности. Третий антимонопольный пакет Уточнение требований к антиконкурентным соглашениям:
согласованными признаются действия хозсубъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке; вводится минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозсубъекты. 12 Уточнение требований к согласованным действиям хозяйствующих субъектов: Третий антимонопольный пакет
Статья 14 ФЗ «О защите конкуренции» Запрещается недобросовестная конкуренция: любые действия хозсубъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. 13
Статья 15 ФЗ «О защите конкуренции» Запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и местного самоуправления распространены на государственные внебюджетные фонды. Общий запрет на избирательное предоставление преимуществ хозсубъектам (государственная и муниципальная помощь), а также закрытый перечень исключений из этого запрета. Виды разрешенной к предоставлению госпомощи и порядок ее предоставления. Последствия нарушения порядка представления госпомощи, а также предоставления запрещенной госпомощи. Нормы, ограничивающие антиконкурентные действия органов власти: 14
Статья 16 ФЗ «О защите конкуренции» между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; между указанными органами власти и хозяйствующими субъектами. Запрещены соглашения и согласованные действия: 15
16 Уточнение порядка предоставления государственного и муниципального имущества (статья 17 1 ), в том числе исключение обязательного проведения торгов при заключении договоров субаренды имущества лицами, получившими такое имущество на торгах. Закрепление механизма административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ. Третий антимонопольный пакет
Исключение уведомительного контроля за соглашениями финансовых организаций. Установление прямого запрета на установление и взимание органами власти и местного самоуправления платежей не предусмотренных законодательством РФ. Третий антимонопольный пакет 17
Установление фиксированных административных штрафов за злоупотребление доминированием, не связанное с ограничением конкуренции (за исключением субъектов естественных монополий). Закрепление особенностей смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств для юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства, а также порядка их учета при определении размера «оборотного» штрафа для юрлиц. 18 Третий антимонопольный пакет
Дальнейшее развитие 19 Закрепление механизма утверждения и опубликования правил торговой практики для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Уточнение перечня запретов, применяемых к «вертикальным» соглашениям. Что не удалось реализовать и требует дополнительного обсуждения:
20 Уточнение поводов к возбуждению уголовных дел по статье 178 УК РФ (после решения антимонопольного органа). Законодательное определение механизма взаимодействия антимонопольных органов и органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Дальнейшее развитие
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!