1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: внедрение на региональном уровне
Оценка регулирующего воздействия: основные элементы Министерство экономического развития Российской Федерации АНАЛИЗ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПУБЛИЧНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ 2
Оценка регулирующего воздействия: принципиальная схема Министерство экономического развития Российской Федерации 3
Оценка регулирующего воздействия: нормативные акты 4 Министерство экономического развития Российской Федерации
Проекты актов, подлежащие оценке Проекты актов, вносимые в Правительство РФ федеральными органами исполнительной власти Пункт 60 (1) Регламента Правительства РФ Пункт 3 Правил подготовки нормативных правовых актов ФОИВ и их государственной регистрации Проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Организация и осуществление государственного контроля (надзора) Правила и регламенты осуществления контроля, изменения в КоАП Технические регламенты, СНиП, экологические требования, охрана труда, промбезопасность и т.п. Установление и применение требований к продукции и связанным с ними процессам, а также к безопасности процессов производства Оценка соответствия Сертификация, декларирование, лицензирование, экспертизы, аккредитация, регистрация продукции и предприятий и т.п. Расширительное толкование Предметная область Виды актов
Минэкономразвития РоссииРазработчик Порядок подготовки заключений Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 года Предварительная оценка 5 дней 3. Углубленная оценка 20 дней 4. Подготовка заключения 5 дней 1. Поступление проекта акта Бизнес – сообщество Направление уведомления о том, что ОРВ не требуется Направление положительного заключения Направление положительного или отрицательного заключения Размещение заключения на сайте Проведение публичных 15 дней консультаций 15 дней Направление проекта акта
Углубленная оценка 1.Анализ целей 1.Соответствуют ли принципам правового регулирования? 2.Соответствуют ли проводимой политике? 3.В чем состоит проблема, мешающая достижению цели? 4.Существует ли причинная связь между проблемой и предложенным решением? 5.Можно ли количественно оценить положительные эффекты от решения проблемы? Регулирование признается избыточным, если на вопросы 1 – 4 получен отрицательный ответ
Углубленная оценка 2. Анализ вариантов решения проблемы иными средствами 1.Анализ варианта «не делать ничего» (часто проблема может быть решена организационными и информационными средствами, не требующими регулирования; иногда эффективного решения в принципе нет) 2.Анализ альтернативных вариантов (например, для лицензирования альтернативой может быть СРО, страхование, уведомление и т.п.) 3.Анализ возможного упрощения регулирования (например, отказ от требования переоформлять полученные документы при изменении организационно-правовой формы) Регулирование признается избыточным, если существуют варианты решения с меньшими издержками при тех же выгодах или с такими же издержками при больших выгодах
Углубленная оценка 3 и 4. Анализ издержек и выгод заинтересованных лиц, оценка расходов бюджетов 1.Определение основных групп, которые затрагиваются регулированием (потребители/производители/продавцы; крупный/малый/средний бизнес и т.п.; органы государственной власти, органы местного самоуправления ) 2.Определение «бенефициаров», количественная или качественная оценка выгод 3.Количественная или качественная оценка издержек соблюдения (единовременные и периодические расходы) 4.Оценка расходов бюджетов на создание условий для применения акта (создание необходимых правовых, организационных и информационных условий применения проекта акта органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также для его соблюдения субъектами предпринимательской и иной деятельности) 5.Оценка расходов бюджетов на субсидирование социально значимого бизнеса, а также расходы организаций, собственником имущества которых являются публично- правовые образования
Углубленная оценка 3 и 4. Выводы по результатам количественного анализа выгод и издержек 1.Оценка методами: 1)«Затраты – выгоды» 2)«Затраты – результат» 3)«Затраты» 2.Оценка влияния единовременных и периодических расходов на отрасль (по возможности, с учетом требуемой нормы доходности) Вопрос о том, какие «затраты» будут оптимальными, относится к области политической целесообразности. Соответственно, избыточными будут признаваться расходы, если: 1. Их размер не соответствует представлениям Минэкономразвития России о развитии отрасли. 2. Существуют менее затратные альтернативы.
Углубленная оценка 5. Риски 1.Риски недостижения целей правового регулирования вследствие -неверной оценки мотивации; -противоречий или пробелов в правовом регулировании; -отсутствия необходимых организационных или технических условий; -сложившегося уровня развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг. - 2.Незапланированные негативные эффекты (негативные последствия от введения правового регулирования для экономического развития Российской Федерации в целом или отдельных отраслей экономики, конкуренции, рынков товаров и услуг, в том числе развития субъектов малого и среднего предпринимательства)
12 Оценка регулирующего воздействия: результаты Министерство экономического развития Российской Федерации 12
13 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: публичные консультации 13
14 Оценка регулирующего воздействия: развитие института Министерство экономического развития Российской Федерации Поэтапное внедрение ОРВ на ранних стадиях разработки Расширение сферы применения ОРВ Развитие ретроспективной оценки Поэтапное внедрение ОРВ на региональном уровне акты Таможенного Союза и ЕврАзЭС Экспертиза принятых нормативных правовых актов Ретроспективная оценка + Мониторинг фактического воздействия + «депутатские» законопроекты
15 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: внедрение на уровне субъектов РФ – основные развилки 15 «Развилки» Предметная область На какой стадии Механизм консультаций Организационная схема Ретроспективный анализ Преимущества Большая связь с конкретными адресатами регулирования Проще разрешаются межведомственные противоречия Проще отследить эффекты от регулирования
16 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: внедрение на уровне субъектов РФ – участие Минэкономразвития России 16 Принципы Поэтапное внедрение Добровольность Внешний аудит качества системы Увязка с показателями эффективности Обязательства МЭР РФ Методические рекомендации – октябрь 2011 г. Организация обучения – пилотный проект в 4 кв г. _