Семинар для педагогов Китовской МСОШ Январь 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ванеев Александр, председатель ШНО «Интеграл, обучающийся 10 А класса МБОУ «Гимназия 8» г. Шумерля.
Advertisements

Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
1. Определение объекта исследования. 2. Установление предмета исследования. 3. Формирование цели. 4. Выдвижение научной гипотезы. 5. Формулировка задач.
Подробный план создания исследовательской работы.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Учебно-исследовательская работа учащихся. Научно-исследовательский вид деятельности – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся в школе.
Организация научно- исследовательской работы школьников Формы научно- исследовательской работы.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Рекомендации по содержанию и оформлению исследовательской работы учащегося.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Транксрипт:

Семинар для педагогов Китовской МСОШ Январь 2010

Мир полон чудес, надо только уметь их видеть. Главным инструментом в этом является наша способность исследовать окружающий нас мир. Знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов обычно самые прочные.

Воспитание познавательного интереса. Создание положительной мотивации учения. Формирование глубоких, прочных и действенных знаний. Формирование умений и навыков самообразования.

В организации учебной поисково- творческой деятельности. В изменении характера взаимоотношений «учитель» - « ученик» «коллектив учащихся» в сторону сотрудничества В актуализации внутрипредметных, межпредметных связей Во введении общих и частных методов научного исследования в процессе учебного познания

Исследовательская деятельность на учебном занятии Проведение учебного эксперимента Некоторые нетрадиционные формы занятий Применение исследовательского метода обучения Домашнее задание исследовательского характера

Исследовательская деятельность во внеурочное время Исследовательская практика В процессе работы над учебным проектом Написание выпускной работы Работа на факультативах и спецкурсах Образовательные экспедиции Олимпиады, конкурсы и т.д. Школьное ученическое научное общество

Уровни подготовки учащихся Информационно-рецептивный Репродуктивный «Проблемное изложение» Частично-поисковый Учебно-исследовательский Научно-исследовательский

Учебно-исследовательская и научно- исследовательская деятельность ( по Н.П. Харитонову) ВидЦельСредство Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизация учебного процесса Учебно- исследова- тельская деятельность Развитие и обучение учащихся Моделирование процесса получения новых знаний Научно- исследова- тельская деятельность Получение объективно нового знания Повышение научного потенциала исследователя

Отличия учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы Учебно- исследовательские работы Научно- исследовательские работы Выполняются учащимися при постоянном контроле руководителя, с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, или по разработанному учебному алгоритму. Цель выполнения такой работы- обучающая Исследования выполняются самостоятельно, результаты имеют научную ценность и не являются запрограммированным и руководителем. Руководитель лишь консультирует учащегося

Отличия учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы Учебно- исследовательские работы Научно- исследовательские работы Цель - ознакомление учащихся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты. Учащийся владеет в полной мере всеми методами сбора и обработки данных, сам планирует и организует исследование, формулирует цель, задачи исследования.

Основные виды исследовательской деятельности старших школьников Проблемное исследование. Аналитико-систематизирующее исследование. Планово-диагностическое исследование. Изобретательское исследование. Экспериментальное исследование. Проектно-поисковое исследование. Информационно- реферативное исследование. Описательное исследование.

Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы (если необходимо). Изучение теории, посвященной данной проблеме. Овладение методикой исследования. Сбор собственного материала. Его анализ и обобщение. Собственные выводы.

Исследовательская работа содержит обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала.

Компоненты научного аппарата Каждый компонент научного аппарата имеет своё назначение. Тема исследования – это свёрнутое (сокращённое) описание изучаемого свойства объекта или явления. Например: «Зависимость заболеваемости органов дыхания от концентрации вредных веществ в воздухе». Объект – «органы дыхания» или, как возможный, но менее предпочтительный вариант, «заболеваемость органов дыхания». Изучаемое свойство объекта (предмет исследования) – «реакция органов дыхания на содержащиеся в воздухе вредные вещества».

Актуальность Актуальность - важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную и/или личную) изучения именно этого экологического объекта или явления для фундаментальной науки или для решения вполне конкретных экологических проблем. Для обоснования значимости исследования используются ссылки на работы или высказывания известных в обществе людей – учёных, политических деятелей, педагогов и др.

Выбор темы и цели исследования Цель исследования должна быть: Конкретной Доступной Нужной Интересной Не глобальной (от частного - к общему)

Цель исследования Цель исследования – это свёрнутое (сокращённое, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения объекта (явления) и обобщённое описание направленной на объект деятельности (получение новой информации об объекте, изменение свойств объекта, передача информации об объекте заинтересованной общественности). Например: «Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ, содержащихся в воздухе и предложить систему мер, направленных на снижение уровня заболеваемости».

Задачи исследования Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения намеченного в цели результата. Например: «1. Выявить вредные вещества, содержащие в выхлопных газах автомобилей. 2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ, выбрасываемых одним, «усреднённым» автомобилем, и среднюю интенсивность движения. 3. Установить влияние на органы дыхания человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. 4. Выявить связь заболеваемости органов дыхания от количества содержащихся в воздухе вредных веществ».

Гипотеза Гипотеза – предположение о причинно- следственной связи между изучаемым в исследовании свойств экологического объекта и определёнными факторами среды. В гипотезе раскрывает возможный характер связи (отношения) между объектом и фактором среды. Гипотеза определяет подход к изучению объекта и проверяется опытным путём в ходе исследования. Гипотеза выражается формулой, включающей две части: «Если [далее следует описание фактора и/или состояния объекта], то [далее следует описание характера связи между объектом и фактором]». Например: «Если концентрация вредных веществ, источником которых являются выхлопные газы, в атмосферном воздухе увеличится, то количество и степень тяжести заболеваний органов дыхания возрастёт».

Правила сбора материала: Нельзя сравнивать результаты данных собранных в разных пунктах и в разные сроки. Опыты, ставятся не менее чем в двух вариантах (опыт и контроль). Количество повторностей определяется сложностью опытных условий. Объем исследований должен быть достаточен для получения объективных данных. При проведении исследований учащимися должны соблюдаться все принципы биоэтики.

Обработка данных опытов и наблюдений Проведение статистической обработки Концентрация информации в максимально сжатом виде (графики, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) – помогает глубже вникнуть в данные, сделать выводы, представить материал

Оформление результатов исследований Задача этого этапа- описать полученные результаты и выводы в такой форме, чтобы они были доступны, понятны и убедительны По времени этот этап занимает около 1/3 от времени, затраченного на проведение и оформление исследований

Общий план работы Учебно-исследовательская работа должна включать: титульный лист с указанием названия работы, фамилии, имени автора (авторов); темы; фамилии, имени, отчества научного руководителя; его места работы, должности; наименование базового учреждения, года выполнения работы; текст работы, содержащий следующие смысловые части: введение (актуальность проблемы, ее значение, цель, задачи работы); основное содержание работы (объекты, методы, результаты, их анализ); выводы и практические рекомендации; список используемой литературы; оглавление.

Введение Актуальность, новизна, практическая значимость работы, обоснование необходимости проведение именно данного конкретного исследования Цель работы- должна быть сформулирована конкретно,а не в общих словах, исследовательской, а не учебной Задачи- конкретизируют цель

Обзор литературы Обзор литературы должен подводить читателя к нерешенным еще проблемам; Необходимо приводить лишь те сведения, которые имеют конкретное отношение к теме исследования Необходим анализ литературных источник, а не конкретное переписывание сведений

Материал и методика В данном разделе описывается кем и когда проводилось исследование (наблюдения, опыты), их количество, объем, методика, которая использовалась при проведении исследования, способы обработки данных. Раздел должен быть максимально подробным. Пример: Материал и методы Учет численности пресмыкающихся проводили маршрутным методом (метод трансект) (Гаранин, Панченко, 1987; Даревский, 1987; Щербак, 1989; Гаранин, Щербак, 1989; Окулова, 1990, Пестов и соавт., 2000) по линейной методике. Ширина учетной полосы была ограниченной и равнялась 3 м. Учет численности проводился в часы максимальной активности видов.

Результаты и их обсуждение Изложение результатов не должно быть переписыванием дневников наблюдений или опытов ! Это не должны быть только таблицы и диаграммы – каждая должна быть проанализирована! Полученные результаты необходимо сравнить с аналогичными ( с литературными, в динамике, сделать прогноз на будущее, попытаться вскрыть причины и т.д.). Основное содержание этого раздела – доказательства, а основной метод доказательства- сравнения. Главная задача автора при написании этой главы – убедить в справедливости своих выводов.

Таблицы и иллюстрации Таблицы и рисунки должны быть пронумерованы, иметь соответствующее название и должны упоминаться в тексте в соответствующей ссылке. Таблицы и рисунки можно размещать в соответствующем месте текста, а можно в конце работы, но в порядке нумерации и ссылок на них в тексте.

Выводы Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования. Количество выводов должно примерно соответствовать количеству задач исследования и показывать результаты их выполнения. Выводы должны быть краткими, чёткими, лаконичными, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования.

Список литературы Необходимо перечислить все упомянутые в работе статьи и книги В списке они располагаются в алфавитном порядке, с указанием издательства, года издания, колиства страниц и т.д.

Итогом любого исследования Может быть: доклад; рассказ; учебное пособие; справочник; Статья компьютерная программа и пр. Проиллюстрировать это: экспериментом;

Итог любого исследования графиками; таблицами; фотографиями; фильмом; компьютерной моделью и пр. Создав в ходе работы: модель; карту; игру; наглядное пособие и т. д.

Организационные формы исследовательской деятельности Практикумы Летние лагеря Проекты Экспедиции Элективные курсы Интегрированные факультативы Реализация программ комплексных дополнительного образования Научное общество