Вороний день - 7 апреля Праздник Трясогузки – 1 июня (или в мае) Праздник Трясогузки – 1 июня (или в мае) Проводы Лебедя – осенью Медвежий праздник -

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию сделал Владислав Зорин. * Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финно-угорских народа, проживают на севере Западной Сибири.
Advertisements

Тема: «Праздники коренных народов Югры» Цель исследования: изучение культуры коренных народов Югры – ханты и манси. Задачи исследования: изучить древние.
Тема: «Священные животные народов ханты и манси. Истоки легенд.»
Обрядовые праздники славян и коренных жителей Западной Сибири – хантов и манси.
Праздник медведя у народа манси. Цели исследования: Раскрытие специфики традиционного праздника. Раскрытие специфики традиционного праздника. Развитие.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Мой Ямал Горшкова Валентина, ученица 2 «А» класса МБОУ СОШ 3 Педагог: Гизатулина Аминовна Окружной конкурс «Патриот Ямала – патриот России.
МДОУ «Арский детский сад 10» Зимушка-зима Открытое занятие по экологии 3 декабря 2012 год.
Материал (6 класс) по теме: История и традиции Нового года. Мероприятие с презентацией.
Март- месяц молчаливого снега, месяц чистого неб а.
Такая разная осень… В стихах учащихся 3 «А» класса.
Художественно-образная символика праздника Урок МХК в 9 классе Работа Учителя ИЗО Сидорович О.С. МОУ лицей «Экос» г.Новоалександровск Ставропольский край.
ВЛИЯНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА НА СВОЕОБРАЗИЕ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН НАРОДОВ ХАНТЫ И РУССКОГО, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ СУРГУТА. Автор – ученица 7а класса МОУ СОШ 8 имени.
Стихи про Новый год. Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети, здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем,
ВОРОНИЙ ДЕНЬ Казалось бы, обыкновенные птицы – вороны, да и в городе от них хлопоты! А у народов ханты и манси к этим пернатым отношение особое. Ханты.
Пролетело лето! Мне его так жалко! Вот проскачет детство На своей скакалке. Пролетит и юность, Повзрослеешь ты. Вспоминаться будут детские мечты. Детские.
Авторы исследования: Ученики 2 класса Руководитель: Насонова Л.В.
Путешествие в древний мир ханты и манси. Путешествие в древний мир ханты и манси.
Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение : круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось,
Презентация к исследовательской работе ученицы 8 класса Дедуровской школы Примаковой Виктории.
Транксрипт:

Вороний день - 7 апреля Праздник Трясогузки – 1 июня (или в мае) Праздник Трясогузки – 1 июня (или в мае) Проводы Лебедя – осенью Медвежий праздник - по случаю добычи медведя на охоте (зимой) Медвежий праздник - по случаю добычи медведя на охоте (зимой)

7 апреля

«С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!» 7 апреля

Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник. 7 апреля

По обычаям хантов и манси за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку под меховую подстилку) каждая семья складывала в кучку на окраине селения вокруг пенька. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Женщины всегда хранили изображения вороны, сделанные отцом или старшим братом, а, выходя замуж, брали их с собой в новое жилище. 7 апреля

Праздник трясогузки Трясогузка – это птичка-невеличка нашего края, размером с воробья. Бегая по земле, она беспрерывно потряхивает своим длинным хвостом, за что и получила такое прозвище. 1 июня

« Трясогузка – одна из самых распространенных птиц в Югре. Обитает она по берегам водоемов, и появляется именно ко времени ледокола. Вот и говорят в народе, будто «трясогузка хвостом лед разбивают». За то и кличут «ледоломкой»: «Трясогузка-ледоломка песенку поет нам звонко!» 1 июня

Проводы лебедя Осенью

Это осенний праздник народа ханты, посвященный отлету лебедей. Существуют особые, известные с древности, священные места для проведения ритуала. Нарядно одетые люди собираются там, зажигают костер, кладут подарки для Лебедя, произносят: "Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца всё, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей!" Осенью

«Медвежий праздник» зимой

У этого зверя множество имен иносказательных, «зашифрованных», само название его – табу, усвоенное с детства. Ему поклоняются, его опасаются, его почитают как родственника. Имя его – МЕДВЕДЬ. зимой

Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по календарю, ведь чтобы он состоялся, должен быть убит медведь. «Убит медведь» манси никогда бы так не сказал: зачем поминать всуе имя хозяина тайги, своего великого предка, услышит, обидится. Лучше сказать «вортолнут» «в лесу живущий»: По тайге летают сказки, По тайге легенды бродят, Как охотники медведя, Встретив, хитростью «низводят». В деревнях расскажут манси, Как медведя «опускают». Но никто сказать не смеет, Что медведя убивают... «Низведен» медведь, «опущен», Он поддался ненароком, Голова его большая На столе лежит широком. И тогда его мужчины Как героя восхваляют, Духом леса называют, Куньей песней развлекают, Птичьей пляской провожают. зимой

Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины- прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте. зимой

У весенних праздников ханты и манси много общего: особая роль женщин и детей, птичьи атрибуты, украшенное дерево как центр праздника, жертвоприношение, некоторые виды обрядовой пищи, функциональное назначение.