«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Выступающий: Воспитатель : 1 квалификационной категории Быкова Мария Александровна ГБОУСОШ с.Курумоч с/п детский сад «Белочка»
Актуальность Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети- дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Цель Определить значение художественной литературы для развития связанной речи дошкольников
Задачи Определить значение художественной литературы для развития связанной речи дошкольников. Выявить особенности развития речи детей с 5-6 лет. Изучить условия развития связарной речи ребенка дошкольного возраста.
Условия В работе педагог будет использовать произведения художественной литературы возрасту детей: Наличие языковых средств выразительности; наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения); Произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.
эффективное средство педагогического воздействия миниатюр народного творчества – потешек, песен, Живой юмор, образность языка, фольклорные произведений-миниатюр. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок
Приемы работы над изобразительными средствами языка в процессе развития связанной речи: Приемы работы над изобразительными средствами языка в процессе развития связанной речи: иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу педагога: какую картину ты представляешь себе?. иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу педагога: какую картину ты представляешь себе?. Объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем; Объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем; Использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе. Использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе. обнаружение в тексте «образных» слов; отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается: 1. эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним; 2. способность слушать текст и активно реагировать на его содержание; 3.слушать вместе с группой сверстников,ког да воспитатель рассказывает; 4. выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок; 5. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании; 6. способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений; 7. рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций 8. учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением,а затем и без него
Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.