Тофалары (ранее их называли карагасы, самоназвание тоъфа, тофа, топа, тоха, тыва, что значит «человек») коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.
Проживает на территории Тофаларии Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Бирюса, Уда, Кан, Гутара и других рек, а также на северных склонах Восточного Саяна. Живут в основном в посёлках Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха Нижнеудинского района Иркутской области.
Переписи населения в России показали следующую численность тофаларов в годах человек человек человек человека человек
Язык тофаларский относится к саянской группе восточнотюркских языков. По переписи населения 2002 г. в Иркутской области из 723 тофаларов тофаларским языком владеют 114 чел. (16 %), русским все 723 чел. (100 %). Для тофаларского языка разработана письменность, изданы букварь и учебные пособия.
Впервые тофы упоминаются как племя дубо (туба, туво) в китайских летописях Вэйской династии V века как народ, проживавший восточнее Енисея. Они являлись данниками различных центральноазиатских империй. Примерно в XVII в. Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем.
После 1757, когда Тува вошла в состав Маньчжурской империи, Тофалария осталась в составе Российской империи, испытывая значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских. Административно было создано Удинская землица с пятью улусами в её составе. Для тофаларов устанавливался ясак шкурками и мясом пушных зверей, отдельные годы был фиксированным и не зависел от природных условий и реального числа охотников. О точном количестве народа на время первых статистических данных (1851) судить трудно.
В общественной жизни тофаларов (вплоть до октябрьского переворота 1917 года) большое значение имели ежегодные (иногда раз в 2 года) декабрьские собрания всех тофов (тофаларов) суглан для избрания должностных лиц. К началу ХХ века в среде тофаларов сохранились значительные признаки родоплеменной структуры, в частности, разделение на 5 патрилинейных родов (Каш, Сариг-Каш, Чогду, Кара-Чогду и Чептей; специалисты установили, что ранее таких родов было 8) и патронимические группы, между которыми разделялись территории для кочёвок и промышленные угодья. С конца XIX века из-за оскудения лесов пушными животными такие переделы стали ежегодными.
В 1939 году в составе Иркутской области РСФСР был организован Тофаларский район с центром в селе Алыгджер, но уже в 1950 он был упразднён, и вместо него появились два тофаларских сельсовета Тофаларский (с центром в Алыгджере) и Верхне-Гутарский (центр в с. Верхняя Гутара) в составе Нижнеудинского района Иркутской области.
Традиционно тофалары являются полукочевым народом. Основными занятиями были охота и рыболовство, у северных групп также отгонное оленеводство преимущественно транспортного направления. Традиционным жилищем тофаларов являлся чум конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.
Стойбище (поселение в форме группы чумов) тофаларов обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом до 10. Уже с начала XIX века среди тофаларов получили распространение срубные дома.
Мужская одежда представлена штанами из шкуры кабарги или козла (летом из ровдуги или покупной ткани) и разнообразными кафтанами с застёжкой на правую сторону, которые надевали на голое тело, и поясом. Уже в XIX веке перешли на унифицированный костюм русских сибиряков, сохраняя национальную особенность в деталях (правосторонние застежки, отделка, пояса). Тофаларский женский наряд состоял из штанов и платья с разрезом на груди, а также пояса. Традиционные женские украшения серьги, оловянные браслеты и кольца. Зимой тофалары носили тулупы из оленьей шкуры мехом внутрь. Специфическими являются головные уборы: летом войлочная шапочка маньчжурского типа (но обычно без кисти; позже её заменила фуражка), зимой меховые шапки-ушанки, которые подвязывались у подбородка.
Основу рациона тофаларов составляло мясо, в том числе дичи и оленятина; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе или на камнях; в качестве приправ и приложений многочисленные корни и дикорастущие растения (дикий лук, черемша, ягоды, кедровые орехи и т. д.). Из-за уплаты тяжелых податей, в отдельные годы питание было довольно скудным. Как среди мужчин, так и женщин было распространено табакокурение. У тофаларов богатый устный фольклор пословицы и поговорки, сказки, легенды и предания. Традиционные верования включали анимизм, шаманизм и др. культы.