«Школа знаний» Академизм – сложность требований и перегруженность образования «лишними» знаниями ради широты кругозора. Унитаризм – это единство содержания образования во всех учебных заведениях. Авторитарность – это безусловное подчинение учебного процесса авторитету преподавателя.
Сравнение подходов Основные принципы «Школа знаний» «Школа компетенций» Отношение к процессу учебы Академизм, унитаризм,авто - ритарность Практицизм, разнообразие форм, партнерство Социальные последствия Школа – институт социальной солидарности Школа – институт социальной дифференциа- ции Основа и содержание обучения Объективные научные знания Практическая деятельность
Что такое компетентностное образование и как к нему перейти? Педагогический совет коллектива МОУ-СОШ 66 Привокзального района города Тулы (ноябрь 2009 год)
Основные принципы «Школа знаний»«Школа компетенций» Природосооб- разность Обучение основывается на представлениях о возможностях возраста Возраст не только как биологический, но и как социальный фактор ДоступностьОбучение от легкого к трудному Учитель не определяет последователь- ность обучения, а лишь ставит цели
Основные принципы «Школа знаний» «Школа компетенций» Сознательность и активность Активное отношение к изучаемому материалу Постановка собственных задач ПрочностьПовторение и заучивание Повторение и заучивание по мере практической применимости
Основные принципы«Школа знаний» «Школа компетенций» НаглядностьВспомогатель- ная роль Самодоста- точная,даже определяющая роль Принцип связи теории и практики Практика подкрепляет теорию Практика играет определяющую роль в формировании учебного процесса
Основные принципы «Школа знаний» «Школа компетенций» Процесс обучения Процесс передачи ЗУН Процесс приобретения опыта решения значимых практико- ориентированных задач Что проверяемЧему учили, то и спраши- ваем. Экзамен. Оцениваются не знания, а достижения. Как проверяемЭкзаменТесты и портфолио
Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно- и социально значимой продуктивной деятельности.
Содержание образования МетапредметноеМежпредметноеПредметное
Иерархия компетенций Ключевые компетенции Общепред -метные компетен- ции Общепред -метные компетен- ции Предмет -ные компете нции Предмет -ные компете нции
Ключевые образовательные компетенции: 3. Учебно-познавательные компетенции Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Ключевые образовательные компетенции: 4. Информационные компетенции При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Ключевые образовательные компетенции: 5. Коммуникативные компетенции Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Ключевые образовательные компетенции: 6. Социально-трудовые компетенции Означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Ключевые образовательные компетенции: 7. Компетенции личностного самосовершенствования Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик.
Профессиональная компетентность педагога В.А.Адольф: «Профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения УВП». Д.С. Савельев: «…-способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи».
Профессиональная компетентность педагога В.Р. Веснин: «…-способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. А.П. Акимова: «…- сумма ЗУН, усвоенных субъектом в ходе обучения, - в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой – в широком.»
Стадии, характеризующие процесс профессионального обучения 1. Бессознательная некомпетентность. 2. Сознательная некомпетентность. 3. Сознательная компетентность. 4. Бессознательная компетентность.